Феофан грек икона успение. Истоки древнерусской живописи

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

В суть каждой вещи вникнешь, когда правдиво наречешь её.

Феофан Грек

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).

Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание предполагать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Донская Умиление». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану иногда приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Годы жизни: ок. 1340- ок.1410

Из биографии

  • Феофан Грек — талантливый иконописец, миниатюрист и мастер монументальной живописи.
  • Выходец из Константинополя. Но именно на Руси он прославился и для Руси он писал свои работы почти 30 лет, здесь он стал известным во всём мире.
  • Начинает работать в Новгороде. В Новгородской летописи его работы упоминаются в 1378г. В ней есть сведения о его росписи новгородской церкви Спаса на Ильине. Эти росписи так понравились, что Грека пригласили в Москву, где он расписывал многие храмы.
  • Это талантливый художник. Им создано много икон, которые составляют сокровищницу русской культуры.

Исторический портрет Феофана Грека

Направления деятельности

Направления деятельности Результаты
Росписи в храмах и церквях. Феофаном Греком было расписано несколько церквей и храмов в Москве, Новгороде. Все они характеризуются особой манерой: и особенностями цвета, и настроением, и изображением ликов святых.

Росписи Феофана Грека

  • Церковь Спаса преображения на Ильине улице в Новгороде, 1378.Самым грандиозным было изображение Спаса Вседержителя на куполе храма.
  • Собор Рождества Богородицы в Москве,1399, совместно с С.Чёрным.
  • Архангельский собор Московского Кремля, 1399.
  • Благовещенский сбор Московского Кремля 1405, совместно мс А.Рублёвым и Прохором из Городца.
Иконопись. Феофан Грек написал несколько икон, которые до сих пор составляют сокровищницу русской культуры. Вот некоторые из них.

Иконы ФеофанаГрека

Икона Донской Божьей матери, 1380(?)

Икона Успение Богородицы, 1380(?)

Преображение, 1408

Украшение книг, создание миниатюр. Феофан Грек рисовал миниатюры к книгам, в основном на красно-коричневом фоне, контуры были тёмными.Словно он хотел передать в цвете бушевавшие страсти людей, сомнения, порывы, раздумья.

Особенности творчества Феофана Грека

  • Феофан Грек обладал индивидуальной, неповторимой манерой письма. Для него характерна экспрессивность, разнообразие методов и приёмов, свобода в их выборе.
  • Его святые изображены суровыми, словно отстранёнными ото всего. Их фигуры несколько удлинённые, что придёт им строгую стройность и величие.
  • Он словно воплотил в красках свою философию, суть которой в следующем: человек греховен, и он со страхом ожидает суда Божьего, Бог строго взирает на человека и на его деяния,
  • Святые на его полотнах полны драматизма. На лицах читается мука, сомнение, стремление к нравственному совершенству, к Богу.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Феофан Грек оказал огромное влияние на развитие иконописи и росписи храмов, внеся в творчество новые мысли, краски, методы.
  • Он стал учителем для многих поколений иконописцев. Одним из талантливых его учеников был Андрей Рублёв.
  • Творчество Феофана Грека наполнило русскую школу живописи новыми красками, стремлением к свободе, к раскрепощению.
  • Разнообразие таланта художника, своеобразие его произведений поставило имя Феофана Грека в один ряд с лучшими мировыми художниками. Его творчество- народное достояние России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет .

Работы Феофана Грека

Церковь Спаса на Ильине в Новгороде. В ней сохранились фрески Ф.Грека.

Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378г. Фреска.

Византийский живописец и иконописец, работавший в городах России в последней четверти XIV - начале XV вв. Работы, созданные Феофаном Греком, отнесены к лучшим образцам древнерусской живописи.

Начало пути. Византийское творчество.

Феофан Грек считается одним из самых известных русских живописцев. Он родился в Византии около 1340 г. Несмотря на то, что исконно русским благодаря его происхождению Феофана Грека назвать тяжело, письменная традиция часто причисляет его к русским художникам - во многом потому, что значительную часть жизни он творил не у себя на родине, а на Руси.

К сожалению, сведения о детстве и юности Феофана Грека носят фрагментарный характер и рисуют весьма незаконченную картину. Точные дата рождения и смерти живописца неизвестны, поэтому исследователи, как правило, считают эти годы весьма приблизительными. Выдающийся мастер средневековой эпохи, Феофан приехал на Русь уже около 1390 г., когда ему было около пятидесяти лет. До этого он плодотворно работал в Византии. Несмотря на то, что его работы исчислялись десятками, ни одна из них (относящаяся к византийскому периоду) не сохранилась.

Биографические данные о жизни Феофана, в основном, содержатся в новгородских и московских летописях. Тем не менее, большое значение имеет датированное примерно 1415 г. письмо, написанное московским агиографом Епифанием Премудрым архимандриту Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. В этом письме Епифаний приводит подробную описательную характеристику принципов, на которых строятся практически все работы Феофана Грека. По словам Епифания, у него даже хранилось иллюстрированное лично Феофаном Четвероевангелие. Более того, в том же письме подтверждается греческое происхождение Феофана. Епифаний высоко отзывается о способностях мастера, говоря, что «он среди иконописцев отменный живописец». Если верить письму, то к тому времени Феофан уже расписал более 40 каменных церквей - как на Руси, так и в Византии - в Константинополе, Халкидоне и т.д.

Феофан Грек и Русь

Одна из новгородских летописей датирует первую работу Феофана 1378 г. Это была церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Сейчас она выступает не только как выдающийся памятник искусства XIV столетия, но и как единственная дошедшая до настоящего времени работа мастера. Церковь является главным источником для суждения как о его творчестве, так и о роли, которую Феофан Грек сыграл для современной ему эпохи.

С учетом минувших столетий, церковь неплохо сохранились, хотя ее фрески дошли до нас лишь во фрагментарном виде. В традиционной для себя манере Феофан Грек при росписи церкви использовал религиозные сюжеты, украсив купол фигурой Христа в окружении архангелов, а на барабан водрузив фигуры праотцев (Адама, Ноя, Авеля и т.д.). Анализируя сохранившуюся роспись, можно сказать, что Феофан работал в индивидуальной манере: его живопись отличается экспрессивностью и свободой. Как творец Феофан не боялся экспериментировать и пользовался разнообразными приемами, среди которых - приглушенный общий тон росписи и яркие белильные высветления. В палитре мастера преобладают коричневая и серебристо-голубая краски. Церковь Спаса Преображения благодаря Феофану Греку до сих пор считается одним из наиболее выдающихся памятников искусства XIV века.

К сожалению, подробных сведений о раннем творчестве Феофана Грека (т.е. о периоде деятельности до приезда на Русь) не сохранилось. В связи с этим исследователи осмеливаются говорить только об одной документально подтвержденной работе Феофана. Остальное приписывается ему в связи с рядом различных факторов, среди которых - общность духовно-эстетических идей, манера росписи, стиль эпохи. Доподлинно неизвестно, принадлежат ли эти работы в действительности Феофану Греку или же были написаны кем-то другим - вероятно, живописцем со схожей манерой исполнения.

Прославленный во времени византиец около 1390 года ступил на русскую землю. К тому времени, как гласит традиция, Феофан глубоко проникся древним учением исихаизма. Это было обновленческое движение в православии, суть которого состояла в почитании Божественного света. Свет этот открывался верующим лишь с помощью практики регулярных медитаций - глубокого внутреннего сосредоточения. Увлечение исихаизмом прямым образом повлияло на творчество Феофана Грека. Идея возможности обретения Божьего царства на земле путем регулярных медитативных практик захватила Феофана и получила наглядное воплощение в экспрессивно-спиритуалистической манере его живописи.

Творчество Феофана Грека было практически неизвестно широкой публике вплоть до начала XX века - и это несмотря на то, что из скупых летописных сведений совершенно очевидно, что он почитался своими современниками. Современные исследователи часто ставят знак равенства между именами Феофана Грека и Андрея Рублева . Рублев, будучи младшим современником Феофана (разница в возрасте между ними составляла около тридцати лет), также считается выдающимся для своей эпохи иконописцем. В творчестве этих двух мастеров четко построенная религиозная картина, воплощенная в материи - росписи икон, церквей, храмов. Оба творца в какой-то степени представляют из себя загадку для исследователей, поскольку достоверных биографических данных об их жизни сохранилось очень немного. Для иконописи XIV века Андрей Рублев и Феофан Грек были ключевыми фигурами, сочетавшими в себе с одной стороны - талант монументалистов, а с другой - дарование иконописцев. Именно невозможность отследить их жизни от рождения и до кончины позволяет современным обывателям концентрироваться на творчестве обоих мастеров.

Среди работ, приписанных Феофану Греку и доподлинно выполненных им, однако не дошедших до наших дней, необходимо упомянуть Успенский собор в Коломне (позднее он был перестроен). Вероятнее всего, Феофан расписывал его по приезду на русскую землю, т.е. около 1390 года. В Благовещенском соборе Московского Кремля впоследствии оказалась икона, чье авторство очень многие специалисты привыкли связывать с именем Феофана - «Богоматерь Донская», которая первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне.

Стилистическая манера Феофана Грека

Манера Грека расписывать иконы и фрески неоднозначна. Фрески в исполнении Грека довольно мрачны - святые изображены суровыми, как бы отстраненными от наблюдающих за ними, погруженными в себя. Ведь именно в этом и состоит смысл бытия - обрести спасение, узрев себя самого. Что касается иконописи Грека, то образы, воплощенные в ней, внушительны и монументальны. Вся композиция направлена на подчинение одной цели - вознести Всевышнему благодарственную молитву. Творец при росписи уделял внимание каждому лику, стараясь передать самые мельчайшие его черты. Если фрески Феофана создают довольно гнетущую атмосферу, то его иконопись обращена к спокойствию и умиротворению. Эта способность выражать идею совершенно разными приемами (не только стилистическими, но и техническими), безусловно, выдают в Феофане Греке настоящего мастера своего дела и творца потрясающего таланта.

Имя Феофана Грека - одно из самых известных в истории европейского средневековья. Художник работал в разных странах. Но созданные им произведения сохранились только в России, куда он приехал во второй половине XIV века и прожил значительную часть жизни.

Грек по происхождению, он получил блестящее художественное образование на родине в Византии, знаменитом государстве греков и других народов, населявших территорию бывшей Восточной Римской империи. Византия просуществовала до 1453 года: в том роковом году ее столицу Константинополь захватили турки-османы, переименовавшие город в Стамбул, а Византию - в Турцию. Но до своего падения, на протяжении многих столетий она являлась главным духовным и культурным центром восточно-христианского (православного) мира.

Что мы знаем о той эпохе, когда жил и работал Феофан Грек - создавал удивляющие нас, кажущиеся столь загадочными произведения? Его творчество будет более понятно, если мы коснемся событий, которые происходили тогда в христианском мире. В 30-60-е годы XIV столетия в Византии противоборствовали два богословских течения. Одно было связано с западноевропейским рационалистическим гуманизмом. Другое, получившее название исихазм (от греческого слова «исихия» покой, безмолвие, отрешенность), представляло собой обновленную практику религиозной жизни, выработанную восточными монахами еще в IV - VII веках. Монахи-отшельники создали учение о пути человека к постижению Бога, единению с ним, к благодати и раю через систему особых правил и норм жизни, в основе которой лежало нравственное совершенствование, «очищение сердца» от земных помыслов, терзающих человека страстей.

В Византии выразителями общественного настроения стали исихасты, а не их противники, связанные с Западом. Победивший исихазм оказал влияние на всю духовную жизнь и культуру, в том числе и на изобразительное искусство.

Оценка исихазма в трудах историков и искусствоведов неоднозначна. Существовало мнение об отрицательной, консервативной его роли в искусстве. Исследования последних десятилетий показали сложность, многоаспектность этого явления. Ученые, изучающие культуру XIV века, ныне полагают, что философские, нравственные идеи исихастов не умертвили искусство, а, напротив, способствовали обогащению его содержания, усилению интереса к эмоциональным переживаниям человека, к «движениям его души».

Феофан Грек.
Пантократор и силы небесные.

В произведениях Феофана Грека более, чем в других памятниках, ученые находят связь с духовными устремлениями исихазма , захватившего тогда многие православные страны. В это время социально-политическая ситуация в Византии крайне обострилась. В поисках работы художники уезжали в другие страны, в том числе и на далекий север в Древнюю Русь. Один из таких странствующих художников - Феофан Грек. По счастливой случайности, о нем мы знаем больше, чем о каком-либо другом мастере русского средневековья. До нас дошло письмо знаменитого просветителя Епифания Премудрого, адресованное Кириллу Тверскому, в котором он с восхищением рассказывал о жившем в Москве Феофане Греке. Епифаний называет Феофана «мудрецом, искуснейшим философом, известным книжником и лучшим живописцем среди иконописцев». Он также перечисляет те места, где Грек работал до приезда в Москву: города Константинополь, Халкидон и Галата, Кафа (ныне Феодосия в Крыму), Великий Новгород и Нижний Новгород.

Имя Феофана встречается также в летописи, сообщающей, что в Московском Кремле он расписал три белокаменные церкви: в 1395 году - церковь Рождества Богоматери, в 1399 - Архангельский собор и в 1405 - Благовещенский собор (совместно с Прохором с Городца и Андреем Рублевым), Ни одна из этих старых церквей, а следовательно„и их росписи не сохранились (сейчас здесь стоят одноименные постройки более позднего времени).

От достоверного творческого наследия Феофана уцелел только один памятник: исполненные в 1378 году фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Церковь была полностью расписана, остались же отдельные фрагменты, которые позволяют реконструировать систему росписи. В основных чертах она традиционна, повторяет давно сложившуюся и принятую в Византии схему расположения определенных сюжетов и фигур. Но здесь есть особенности, глубоко продуманный выбор именно тех изображений (а также надписей), благодаря которым Феофан смог выразить ведущие идейные тенденции времени, показать свое отношение к общечеловеческим духовным ценностям, нравственным нормам, назначению человека в мире.

В куполе, символизирующем небо, как в большинстве других византийских и русских храмов, помещен Христос-Вседержитель с закрытой книгой в руке (первоначальная живопись на нижней части лика, губах и бороде утрачена, сделаны реставрационные тонировки), Христос представлен творцом всего сущего: он видит свершающиеся дела земные и будет судить род человеческий в день Страшного суда. Образ поражает внутренней активностью, испепеляющим, пронзительным взором. Но главное в нем - гигантская духовная сила, творческая мощь, мудрость всезнания. «Всевидящее око» Бога обращено к человеку, в нем есть и скорбное сострадание, и обещание справедливого возмездия, «праведного суда», а не всеобщей кары. Эти смысловые акценты звучат в окружающем Христа тексте, который взят из Псалтыри: «С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников» Надписи, сопровождающие изображение Вседержителя в куполе, бывали разные, Феофан выбрал ту, в которой говорится о милосердии Бога, обращении его к жалобам и просьбам «узников» - земных людей.

Запечатленные им аспекты образа Христа были очень важны для средневекового человека: они вселяли надежду на спасение, показывали плодотворность нравственного совершенствования, избавления от пороков, призывали к праведной жизни, душевной чистоте.


Феофан Грек.
Троица.
Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.

Лучшие по сохранности фрески находятся на хорах церкви - в Троицком приделе . Центральное место занимает «Ветхозаветная Троица» - три ангела с библейскими персонажами Авраамом и Саррою. На стенах представлены величественные полуфигуры святых, возвышающихся на башнях-столбах. Это столпники, жившие много веков назад монахи-отшельники и аскеты, ушедшие от суеты мира в пустынные места, чтобы добровольно заточить себя на высоких башнях, где ничто не отвлекало бы их от самоуглубленных размышлений, созерцания «духовных сокровищ». Многие из них оставили сочинения о нравственном совершенствовании как необходимом условии приобщения к Богу, вечному благу или прославились духовными подвигами.


Феофан Гpeк. Столпник Симеон-старший
Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.


Феофан Гpeк. Столпник Симеон-младший Дивногорец.
Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.


Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.

Выбор столпников сделан не случайно. Эти древние святые в земной жизни воплотили те духовные идеалы, которые в XIV столетии возродили исихасты и которым стремились следовать современники Феофана. Однако художник, разделявший, видимо, убеждения исихастов (иначе невозможно объяснить многие особенности его творчества), знал трудность пути к нравственному совершенствованию, ему была знакома сила земных «страстей» и то огромное напряжение, которое требуется человеку для их преодоления. Поэтому образы столпников, созданные Феофаном, столь драматичны и одновременно одухотворены . Их взоры устремлены к невидимому; они как бы прислушиваются к звучащему в их душах голосу. Божество открывается им в потоках яркого света, как вспышки молний, озаряющих их скорбные, суровые, темные, землистые лики, убеляющих волосы, покрывающих одежды бликами. Руки столпников распростерты в стороны или сложены перед грудью в жесте моления; раскрытые ладони со слегка раздвинутыми пальцами как будто улавливают «божественную энергию», переданную яркими пробелами на кончиках пальцев

Манера исполнения, при помощи которой Феофан создавал удивительные образы, кажется совершенно необычной. Однако было бы неверно видеть в нем новатора, противопоставившего себя традиции. Как типично средневековый мастер, он следовал принятым канонам (и другое для него проста немыслимо), но, будучи художником-философом, на редкость одаренной личностью, Феофан писал, по свидетельству Епифания Премудрого, «не глядя на образцы»: они были прочно усвоены и запечатлены в его голове, а творческое вдохновение помогало созерцать «видения» в собственной душе и отражать их на стенах храмов, досках икон, на пергаментных листах рукописей.

Феофан усовершенствовал и по-своему интерпретировал некоторые давно известные приемы живописи, и они получили под его кистью неповторимые особенности, наполнились глубоким философским смыслом. Это прежде всего передача божественного света в виде ярких белильных бликов, положенных поверх формы . Своеобразие художественной манеры Феофана заключается также в непревзойденном совершенстве всех средств живописного исполнения: виртуозном владении рисунком, чрезвычайно смелом, безошибочно точном нанесении широких мазков белил,

Колористическая гамма сохранившихся фресок монохромна, в ней преобладают коричневые и голубовато-серые цвета. Одно время считалось, что такой приглушенный, сдержанный, аскетический» колорит росписей использовался преднамеренно. Но последние исследования установили, что первоначальная живопись в церкви Спаса была ярче, разнообразнее по цвету и изменилась в результате пожаров.

Несомненно, что первоначально художественный эффект от росписей, покрывавших стены, своды и столбы храма, был несравненно более сильным . Однако и то, что ocталось, удивляет высочайшим мастерством, колоссальной духовной энергией образов, их потрясающей внутренней жизнью. В них есть та вечная истинность и непреходящая общечеловеческая ценность, которая свойственна лишь самым великим творениям культуры. И в этом - гениальность Феофана Грека, мировое значение его искусства. Кроме фресок Спаса Преображения, авторство которых известно из летописи, Феофану приписывают также ряд икон и миниатюр, созданных в Новгороде и Москве. Но ни одно из этих произведений, вероятно, не является творением великого художника. Они могут быть соотнесены с его именем лишь косвенно, как возникшие под влиянием его искусства.


Спас в силах.
Темпера. 90-е годы ХIV века.

Бесспорным, точно датированным произведением до недавнего времени считался деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля . Исследователи относили его к 1405 году, когда Феофан и два русских мастера расписали церковь Благовещения в Кремле. Но, как показали исследования последних лет, все внутреннее убранство Благовещенского собора 1489 года (в том числе и перенесенные из предшествующей одноименной церкви иконы) сгорело в страшный московский пожар 1547 года. После пожара по указу Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из многих русских городов, которыми и украсили выгоревший храм. Среди этих привозных икон был, вероятно, и дошедший до нас деисусный чин. Сохранившиеся иконы, как и фрески Феофана из новгородской церкви, поражают высоким качеством исполнения, глубиной философского содержания образов. Поэтому невольно хочется отнести их также к кисти знаменитого мастера. Однако художественные особенности икон Деисуса и фресок различны. Чтобы это понять, рассмотрим изображение Христа из деисусного чина и сравним его с образом из церкви Спаса Преображения.


Богоматерь.
Икона из деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Темпера. 90-е годы ХIV века.

В Благовещенском соборе Христу-Вседержителю предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, верховные апостолы Петр и Павел, святители, создатели литургии (главной церковной службы) Василий Великий и Иоанн Златоуст, мученики Георгий и Дмитрий Солунский. Вседержитель восседает на небесном престоле, в окружении огненного сияния и изумрудно-синих сфер «славы», заполненных изображениями золотокрылых небесных сил. Он показан как Царь неба и земли, как Судия и Спаситель. Одежды, нимб вокруг головы и фон первоначально были сплошь золотыми (сейчас золото утрачено), символизирующими божественный свет. Такое исполнение одежд соответствует словам Евангелия, написанным на страницах книги в руках Христа: «Сказал Господь: я свет миру; кто последует за мной, тот не будет ходить во тьме».

Лик Христа - некрупный, с пропорциональными, соразмерными человеку чертами, небольшими глазами. В них нет того грозного, испепеляющего выражения, которое, несмотря на обещающую спасение надпись, отличает образ Вседержителя из феофановских росписей 1378 года. Напротив, сострадательным, милосердным обликом Христос из благовещенского деисуса как будто предвосхищает знаменитого звенигородского Спаса Андрея Рублева. Техника письма с просвечивающим сквозь прозрачные верхние слои краски нижним зеленоватым покрывочным слоем (санкирем) и подрумянкой на щеках необыкновенно сложна и совершенна. Красочная гамма иконы восхищает яркими, драгоценными красками.

Столь же прекрасен и царственный образ Богоматери в ярко-синей одежде и голубом чепце, как легкое воздушное облако окутывающем ее нежный лик.

Кто был автором этих «нерукотворных» образов – Феофан Грек или другой, равный ему по одаренности мастер, работавший в Москве во второй половине X1V века? Есть мнения за, есть мнения против, и тема открыта для новых исследователей древнерусского искусства.

Л. Щенникова, кандидат искусствоведения

Дополнительная информация:

Феофан Грек был не только искусным средневековым живописцем, но и яркой личностью.

Он родился в Византии, даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве. Древнерусский писатель Епифаний Премудрый в своём письме к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером.
Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия). В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Сведений о нём сохранилось мало, в основном это отдельные факты, изложенные в летописях, а также указанное письмо Епифания Премудрого.

Великий Новгород

Церковь Спаса Преображения
В 1370-х годах Феофан прибыл в Новгород Великий и расписал Спасо-Преображенскую церковь на Ильине улице. Фрески Спасо-Преображенской церкви – первая известная работа Феофана на Руси. Эти фрески дошли до нас только в виде фрагментов. Лучше всего сохранились фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов и шестикрылых серафимов. В барабане купола – фигуры праотцев в рост.

Феофан Грек. Пантократор (Христос). Из Википедии
Огненный взор Христа-Пантократора встречает входящих в храм уже на его пороге. Как будто молнии сверкают из его пронзительных глаз: «Огонь пришёл Я низвести на землю» (Евангелие от Луки: 12:49).
В барабане изображены праот¬цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, а также пророки Илия и Иоанн Креститель (Предтеча).

Феофан Грек. Илия Пророк
Лучше всего сохранились фрески, расположенные на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников.

Феофан Грек. Даниил Столпник
Созданные Феофаном образы удивляют смелыми художественными решениями: они не бесстрастны, как этого требует иконописный канон, а, наоборот, полны чувств. Их отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. В образах столпников Феофан выразил свой идеал одухотворенного подвижника. Свет на кончиках пальцев Даниила Столпника, блики на одежде, в глазах и на волосах создают впечатление физического ощущения света этим подвижником. Столпником он был назван потому, что много лет провёл в молитве на высоком столпе. Житие Даниила Столпника сообщает, что он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления.

Феофан Грек. Макарий Египетский
Макарий родился около 300 г. в Нижнем Египте. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного писания. А после смерти родителей удалился в пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Его рукоположили в клирики (церковнослужитель), но он тяготился полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.
Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет. Погрузившись в Свет, он, тем не менее, не растворяется в нём, а сохраняет свою личность. Но эта личность преображена Божественным Светом.

Фрески Спасо-Преображенской церкви принадлежат к числу величайших произведений мирового средневекового искусства.

Нижний Новгород

Сюда Феофан прибыл в 1380-х годах. Город был разорён и буквально выжжен татаро-монголами в 1378 г. Требовалось восстановление храмов. Считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

Коломна

Здесь Феофан был предположительно в 1392 г. и принимал участие в росписях Успенского собора, построенного в 1379-1382 гг. Фрески этого храма также не сохранились.

Москва

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву, и дальнейшая его деятельность была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в.) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв.) имеют сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. Известно, что они работали вместе, а это не могло не повлиять на формирование молодого мастера. После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства.
Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма.
В 1395 г. он совместно с Симеоном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богоматери, которая не сохранилась.
В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Но сохранился иконостас Благовещенского собора Московского кремля, многие иконы специалисты считают достоверными произведениями Феофана.

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией .
Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» - двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери
Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий.
На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.
«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012).
Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Стиль Феофана Грека

Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя.
В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.
Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов. Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов. Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.