Искусство написания писем. Стиль письма

В межличностных отношениях важен не только разговор, но и переписка, ведь информация, изложенная в текстовом виде, легче воспринимается, ее можно сохранить и обращаться к ней множество раз. В современном мире считается, что написание писем - занятие устаревшее и неактуальное. На самом деле в повседневной жизни люди очень часто обращаются к эпистолярному жанру. Именно поэтому очень важно разбираться в стилях письма и обладать навыками их написания.

Что такое «стиль»

Что понимается под стилем в лингвистике? текста, письма - это совокупность определенных языковых средств, с помощью которых человек выражает свою мысль в устной или письменной форме. В русском языке выделяют пять основных функциональных стилей речи:

  • разговорный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • научный;
  • официально-деловой.

Некоторые лингвисты выделяют еще два дополнительных стиля: конфессиональный и эпистолярный. Последний стоит описать более подробно.

Разновидности писем

Эпистолярный стиль - это набор языковых приемов, которые используются в написании писем. Его название происходит от греческого слова epistola, что можно перевести как «письменное послание». В той или иной ситуации этот стиль заимствует характеристики основных стилей речи.

В зависимости от адресата и цели сообщения переписки делятся на несколько видов, или стилей письма:

  • Неофициальный.
  • Официальный (деловой).

Если цель письма - обмен какой-либо научной информацией, то такая переписка содержит в себе черты научного стиля. Эпистолярный стиль также очень часто применяется в публицистике, когда автор в своем письме может обращается как к конкретному лицу, так и ко всей общественности, призывая к активным действиям.

Особенности писем

Характерные признаки у каждого стиля письма различаются, однако есть определенные особенности, которые их объединяют. В составлении любого послания очень важно соблюдать определенную структуру. Необходимо выделить адресата и адресанта, определить их социальную роль. С помощью правильно подобранных для данной ситуации языковых средств как можно более точно и кратко изложить суть послания.

В зависимости от цели автор писем может использовать различные выражения и устойчивые фразы. Обычно в переписках раскрывается личность и индивидуальность адресанта. В большей степени это выражено в неофициальном стиле письма, когда у автора больше возможностей для использования оригинальных языковых оборотов или иных средств передачи своих мыслей и чувств адресату. Письмо - это не только письменный монолог, иногда в нем присутствуют элементы диалога, например когда автор обращается к получателю. Для эпистолярного стиля также характерно сочетание разговорной и письменной речи.

Разные стили письма представляют собой различные образцы написания и используют неодинаковые клише. Для достижения оптимального результата и информативности послания полезно знать их композицию и правила написания.

Структура писем

Определяющим признаком эпистолярного стиля является композиция. Люди теряются в многообразии видов переписок, что порождает вопрос о том, как написать письмо. Общую структуру всех писем можно свести к следующим элементам:

  1. Начало, уважительное обращание к адресату.
  2. Основная часть, раскрывающая суть послания.
  3. Конец, или заключение, в котором подводятся итоги всему написанному.
  4. Подпись автора и дата написания.
  5. В некоторых случаях постскриптум (P.S), в который помещается дополнительная информация.

Личное письмо

Стиль личного письма наиболее интересен и разнообразен. Такие послания - своеобразная страничка дневника, в которой автор выражает свои сокровенные мысли и переживания. Степень их раскрытия зависит от близости отношений между отправителем и получателем.

Адресатами личных писем, как правило, являются члены семьи, родственники, друзья. Характер таких переписок интимен и строго конфиденциален, личность автора ярко прослеживается на протяжении всего рассказа или исповеди. Это может быть повествование о прошлых событиях, размышления на различные темы, наблюдения или советы. Творческое начало здесь невероятно велико, ведь отправитель располагает огромным арсеналом художественно-выразительных средств. Они помогают более ярко отобразить чувства и ощущения автора по тому или иному поводу, в каком-то роде выполняют функцию мимики при живом общении. Так, личные письма получаются очень эмоциональными и экспрессивными, ведь в них автор очень часто не стесняется в сильных выражениях, иногда даже используя ненормативную лексику.

У частного послания нет строгих правил написания, кроме тех основных, присущих всем эпистолярным стилям письма. Здесь поощряется свобода авторской мысли, непринужденность и естественность.

Письма в научной деятельности

Письма в научной сфере составляются с целью обмена между учеными. Это своеобразный вид научного доклада, адресованный определенному лицу. Для научного стиля письма характерны точность и логичность изложения. Двусмысленная трактовка той или иной информации здесь недопустима, материал должен пониматься однозначно. В достижении этой цели помогает использование тезисов и терминов. Научная информация также должна быть подкреплена неоспоримыми фактами, которые и подтверждают ее подлинность.

Цели, с которыми создается научное письмо, требуют от него монотонности и сухости изложения. Разумеется, такое послание лишено экспрессивности, объективность в нем играет определяющую роль. Чаще всего изложение материала в научном письме происходит в форме монолога. Авторское начало в таком письме сведено к минимуму. Здесь важно сделать акцент на содержании письма, а не на точке зрения написавшего его. Однако личное мнение отправителя в той или иной степени все же отображается, пусть и неявно.

Эпистолярный стиль в публицистике

Основная цель публицистических произведений - с помощью грамотно построенной речи воздействовать на читателя, внушить ему какую-либо мысль или идею. Для достижения этой задачи многие журналисты обращаются к форме письма, которое публикуют в СМИ. Такие послания могут быть двух видов: с адресатом и без. Письмо без определенного получателя предназначено для широкого круга людей. В них на обозрение общественности выносятся актуальные вопросы или события. Есть в журналистике письма, адресованные определенному лицу, например главам государств или другим медийным личностям. Их задача - добиться от влиятельных адресатов решения насущных проблем, требование незамедлительных действий.

В отличие от научного, публицистический стиль письма более субъективный и противоречивый. Для освещения и оценки происходящих событий публицист умело манипулирует различными выразительными средствами.

Особенности написания

Журналисты тщательно отбирают общественно важное событие и всесторонне анализируют его с точки зрения автора письма или его заказчика. Далее выносится определенное суждение и предлагаются варианты решения описываемой проблемы. В составлении такого письма очень важны навыки убеждения, а также знание человеческой психологии. Применяя их на практике, публицисты направляют обсуждение в нужное им русло, тем самым практически не оставляя читателям свободу выбора.

Официальное письмо

В системе классификации писем формальный стиль письма занимает особое место. Он применяется в деловых переписках, является межкорпоративным каналом связи. Официальное письмо имеет множество видов, которые выполняют различные функции. Оно также обладает четкой структурой и строгими нормами, от которых не стоит отклоняться. Деловое письмо использует средства, присущие официально-деловому стилю речи. В большинстве случаев такое послание имеет конкретного адресата, например юридическое или физическое лицо.

Специфика делового стиля письма заключается в его сухом, официальном и однообразном языке. В нем в огромном количестве используются канцеляризмы, штампы, клише и стандартные обороты, а также различного рода сокращения. Информация подается с помощью простых распространенных предложений. Тон официальных писем нейтрален, изложение информации максимально логично и последовательно. Все это способствует решению основной задачи деловой переписки: точно, лаконично и объективно передать конкретное сообщение, лишив его эмоциональной окраски и субъективности.

Виды официальных писем

В зависимости от содержания деловые письма делятся на множество видов. Обычно в каждом официальном письме поднимается один вопрос. В случае если необходимо сразу разрешить две и более проблем, несколько видов помещаются в рамки одного послания.

Различают следующие типы деловых писем:

  • Сопроводительные - письмо с указаниями по отправке документов.
  • Гарантийные - подтверждение и закрепление определенных условий.
  • Благодарственные - выражение благодарности и желания дальнейшего сотрудничества.
  • Приглашения - официальное предложение участия в мероприятии.
  • Поздравительные.
  • Информационные.
  • Рекламные, или предложения о сотрудничестве.
  • Запросы.
  • Извещения.
  • Просьбы.
  • Письмо-ответ.

Составление делового письма

Характера правильно? Важно знать и корректно применять законы композиции таких посланий. Прежде всего необходимо определиться с темой письма и его видом. Здесь нужно учесть всю ту информацию, о которой адресат уже знает, и, отталкиваясь от этого, тщательно продумать содержание и приводимые аргументы. Письмо должно быть максимально информативным и логичным, без лишних отступлений и воды.

Существуют две группы деловых писем: одноаспектные и многоаспектные, или простые и сложные. Одноаспектные послания сжаты и рассматривают только один вопрос. Они обычно не требуют ответа. Многоаспектные письма поднимают несколько проблем, поэтому и более сложны по структуре. Следует подробно рассмотреть их композицию.

Текст сложного письма состоит из нескольких частей. В первой части указываются мотивы, побудившие автора к написанию послания, приводятся необходимые аргументы. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, с какой целью создавалось это письмо. Во второй части автор делает выводы, высказывает предложения, решения затронутой проблемы и просьбы.

Структуры некоторых видов официальных писем

Письмо-просьба:

  1. Причина, сформировавшая просьбу.
  2. Сама просьба.
  3. Желаемый результат, выражение благодарности и готовности к сотрудничеству в случае удовлетворения просьбы.

Письмо-запрос:

  1. Причины важности запроса.
  2. Сам запрос.
  3. Результат в случае выполнения просьбы.

Сопроводительное письмо

  1. Уведомление о материалах.
  2. Сведения о материалах.

Письмо-ответ, отклоняющее просьбу

  1. Дублирование ранее изложенной просьбы.
  2. Причины отказа.
  3. Изложение самого факта отказа или отклонения.

Иногда в письме-ответе приводятся альтернативные пути решения затронутого вопроса.

В современном делопроизводстве в основном используются одноаспектные официальные письма.

Оформление письма

Деловая переписка осуществляется на фирменных бланках для официальных писем. Они должны соответствовать государственным стандартам и содержать следующие элементы:

  • Логотип юридического лица.
  • Название юридического лица (автора письма).
  • Контакты (адрес, номер телефона, электронная почта, сайт).
  • Дата составления письма.
  • Регистрационный номер письма.
  • Отсылка к дате и номеру входящего послания (если это письмо-ответ, например).

В конце письма отправителем указывается следующая информация:

  • Должность и фамилия с инициалами подписывающего письмо.
  • Должность и фамилия с инициалами составителя (если он не ставит свою подпись).
  • Список приложений (если имеются).

Помимо соблюдения формальных правил в оформлении большую роль играет бумага (если письмо отправляется обычной почтой). Она будет различаться в зависимости от типа делового послания. Например, для обычного официального письма подойдет простая белая бумага. Для писем-приглашений, поздравлений, благодарностей лучше всего выбрать плотную или тисненую бумагу. Рекламные письма хорошо смотрятся на цветной бумаге.

Клише и устойчивые фразы

Правила официального стиля письма требуют использования готовых языковых формул. В различных ситуациях можно использовать следующие конструкции:

При обосновании причин и мотивов:

  • В связи с отсутствием финансовой помощи...
  • В связи со сложной экономической ситуацией...
  • В порядке проведения совместной работы...
  • В соответствии с Вашим письмом...
  • В соответствии с протоколом...
  • В ответ на Ваше обращение...
  • В подтверждение нашей договоренности...
  • В целях усиления ответственности...
  • На Ваше обращение...

При составлении письма-просьбы:

  • Просим оказать содействие...
  • Просим выслать в наш адрес...
  • Просим принять участие...
  • Прошу принять меры...
  • Прошу
  • Прошу довести до сведения...
  • Прошу ликвидировать задолженность...

Для вступления в сопроводительных письмах:

  • Направляем информацию...
  • Возвращаем справочные материалы...
  • Высылаем подписанный с нашей стороны договор...
  • Посылаем справочную литературу... и т. д.

Письма-подтверждения начинаются так:

  • Подтверждаем...
  • С благодарностью подтверждаем...

При составлении письма-ответа (неудовлетворение просьбы):

  • Ваше предложение отклоняется по следующим причинам...
  • Направленный в наш адрес проект плана совместных действий изучен. Считаем его неприемлемым по следующим причинам...
  • На Ваше обращение о совместной работе считаем...

Заключительными словами текста письма могут быть следующие:

  • Убедительно просим направить в наш адрес информацию.
  • Убедительно просим Вас не задерживать ответ.
  • Просим извинить за задержку с ответом.
  • Надеемся, что наша просьба будет выполнена.

При составлении писем-приглашений:

  • Приглашаем принять участие...
  • Просим направить представителя...

При составлении письма-гарантии:

  • Оплату гарантируем...
  • Качество изделий гарантируем...
  • Сроки выполнения гарантируем...

Эти заготовки помогут вам сделать все правильно.

пробудить в учащихся желание писать и говорить, испытывая от этого эстетическое удовольствие;

развивать у детей умение выдерживать текст в жанре письма;

знакомить школьников с историей возникновения почтовой службы;

включить каждого учащегося в самостоятельную творческую деятельность.

Среди личностных и метапредметных результатов, на достижение которых направлен урок,

Принятие и освоение учениками социальной роли обучающегося, развитие у них мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие у учащихся этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие у детей навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Овладение учениками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Развитие у школьников готовности слушать собеседника и вести диалог.

Словарные слова, изучаемые на уроке: Древний мир, Кир, Царь Дарий, гонец, эстафета, Марафон, Афины, Древний Рим, император Август, курьер, ямская ходьба.

Оборудование: презентация на тему «Искусство составления писем», компьютер, проектор, дополнительный материал на парту (карточки).

Ход урока

1)Оргмомент

Э. Асадов

Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись руин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем урок, посвященный почте и, конечно, письму. Почему, выбрана эта тема?

( Когда ждёшь весточку от близких людей, то получение письма поднимает настроение, можно общаться с интересными людьми, расширяется кругозор, культурный человек должен правильно уметь выражать свои мысли не только устно, но и письменно, в том числе уметь писать письма)

Когда мы используем эти умения? (если человек, к которому мы обращаемся далеко от нас)

2) Актуализация.

Давайте теперь познакомимся с планом нашего сегодняшнего урока. (слайд1)

План урока

1. Искусство составления писем.

2. План письма.

3. Виды писем.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. История возникновения почтовой службы.

3) Определение задачи и цели урока

Учитель: - Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? ( как составляются письма, какие виды писем бывают, как возникла почтовая служба)

-Какие поставим перед собой цели? (научиться писать письма.)

Учитель: Письмо во все времена было очень популярным (а иногда и единственным) средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учли, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за
помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой. Сейчас ситуация нисколько не изменилась, разве что письма стали еще и электронными. С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние новости, оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным и ли информационным. Но в любом случае оно должно быть правильно составлено.

4) Прежде чем приступить к работе, я предлагаю познакомиться со словами созвучными нашей теме

Словарная работа (запись слов в тетрадь, объяснение значений слов) СЛАЙД2

1 Почта - Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей; доставка средствами этого учреждения; доставленные адресату письма, посылки, бандероли.

2 Корреспондент – человек, ведущий переписку.

3 Эпистола – из лат. литературное произведение в форме письма, где изложены суждения автора.

4 Постскриптум – из лат. после написанного. Обычно обозначается латинскими буквами PS, приписка к написанному.

5 Адресат -тот, кому адресовано письмо.

5)Давайте вспомним на какие части делится любое сочинение, а письмо это можно сказать сочинение. ( Зачин, основная информационная часть, концовка .) Можно еще дать такой перечень частей письма: (слайд3)

Перечень частей письма

1 Обращение, начальная фраза о состоянии переписки;

2 Основное содержание письма, сообщение о новостях;

3 Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы);

4 Прощание, подпись, дата написания.

-Как вы думаете, каких видов бывают письма?

(поздравления, письма к родственникам, записка,деловое письмо, письмо благодарность) На экране можно вывеете слайд с перечнем видов писем : (слайд4)

Виды писем

Письма-поздравления, приветствия, пожелания (поздравления по случаю государственных праздников, торжественных дат);

- письмо бытовое (семье, другу);

Письмо-записка (семье, соседям, на работу);

Деловое письмо (письмо по рабочим вопросам);

Письмо-благодарность.)

4. Выполнение творческой работы.

а) Молодцы. Действительно, письма бывают разными, но сегодня на уроке мы познакомимся с бытовыми письмами. А сейчас включимся в самостоятельную творческую деятельность. У вас на партах карточки с дополнительным материалом к уроку. Начнем работать с ними. Предлагаю поработать в парах.

-Прочитайте письмо Ванюши. Скажите, пожалуйста, Ванюша написал письмо или записку? (Записку)

По этому образцу составьте письмо-записку товарищу. Можете сами выбрать сюжет:

    попросите, чтобы друг пришел и принес свой задачник - вместе будете решать задачи;

    скажите, что, решив задачи, будете играть; назовите игру;

    попросите друга пригласить другого мальчика, чтобы было веселее.

(Ученики выполняют задание учителя, затем осуществляют самопроверку выполненного задания. Несколько работ зачитать вслух.

После этого учитель проводит с учащимися физкультурную минутку.)

б) Прочитайте следующее письмо. Определите вид и этого письма.

( Это бытовое письмо).

В группах по этому образцу напишите письмо товарищу. Для этого распределите обязанности (корреспонденты, наборщик, редактор) Если записка будет от лица девочки то приглашаете подругу на работу (дача, пришкольный участок, посадка цветов, вышивание, кружок и т. д.), мальчики - друга на рыбную ловлю. Поясните вкратце, где и каким образом вы предполагаете работать или отдыхать. (Учащиеся выполняют задание учителя.)

Итак, чтобы правильно написать письмо, что необходимо знать?

(К кому обращаетесь, правила русского языка, как правильно оформить письмо)

Учитель: Все правильно. Молодцы! А теперь скажите, после того как письмо написано, что мы с ним делаем, куда относим? А в современное время как ещё посылают письма?

( Кладем в конверт, заклеиваем и подписываем его, а потом относим на почту, сейчас часто отправляют письма по электронной почте)

Учитель: А знаете ли вы историю возникновения почтовой службы?

Некоторые из вас подготовили к сегодняшнему уроку сообщения. Давайте послушаем их.

(Учащиеся выступают с сообщениями.) СЛАЙДЫ ПО ПОРЯДКУ

Примерные тексты сообщений

1. Почта возникла еще в древнем мире как посредник между людьми. Принято считать основателем почты Кира, наместника персидского царя Дария. Древняя персидская почта была устроена очень целесообразно. На почтовых станциях, расположенных на расстоянии 5 км, ждали оседланные лошади и гонцы, готовые в дорогу. Почта передавалась по эстафете. Есть свидетельства, что расстояние почти в 10ОО км она проходила менее чем за 6 дней . слайд5

2.В Древней Греции не было такой регулярной почтовой службы. Там использовались пешие скороходы, которые друг друга не сменяли. Один из них вошел в историю, пробежав из местечка Марафон в Афины, чтобы сообщить о победе над персами. Первый в мире «марафонец» пробежал за короткое время 42 км и умер, сообщив радостную весть .слайд6

3.В Древнем Риме почта была упорядочена при императоре Августе. Он организовал станции с конными курьерами, которые доставляли его устные распоряжения и письма во все концы империи. На каждой станции было до 40 лошадей, быков и ослов. 7

4. В России в XII в. была создана специальная служба - ямская ходьба. На дорогах, отходящих от Москвы, были построены ямские дворы, где гонцы сменяли лошадей. С 1837 г. почту стали перевозить по железной дороге. Россия была одной из первых стран, организовавших такие перевозки. 8

5.Во время войны связь между воинскими частями, кораблями, различными военными учебными заведениями, предприятиями, а также с населением осуществляла военно-полевая почта. В этот самый трагический этап в истории нашей страны героями становились не только солдаты, но и почтовики. Полевая почта не прекращала свою работу, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы. Корреспонденцию привозили на санках, телегах и даже просто переносили в руках. Очень часто приходилось доставлять письма адресатам, пробираясь ползком под пулеметной очередью, проходя через минные поля. Главной целью было доставить письма от родных солдатам в окопы, а документы – командирам в блиндажи. Именно новости из родного дома давали бойцам силы и дальше защищать свою Родину. 9

Учитель: Вы все сегодня хорошо поработали. Теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

    Как мы работали над созданием текста письма? (Ответ: ознакомились с темой, подумали, проговорили, вспомнили план написания письма, записали.)

    Что вы сегодня узнали нового?

    Кому захотелось написать письмо другу?

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя, в результате чего у них формируется способность адекватной самооценки своей деятельности. Пожеланию ребята зачитывают свои письма.)

Пожалуйста, запишите домашнее задание: на основе полученных знаний написать письмо своим родственникам, находящимся от вас далеко.

Карточка 1

Дорогой Ванюша!

Вчера был в библиотеке и взял интересную книжку. Если ты свободен, заходи ко мне сегодня. Мы вместе почитаем ее, а потом будем играть в шахматы.

Алеша.

Задание: По образцу данного письма составьте письмо-записку к другу.

В записке:

Попросите, чтобы он пришел и принес свой задачник - вместе будете решать задачи;

Скажите, что, решив задачи, будете играть; назовите игру;

Попросите его пригласить другого мальчика, чтобы было веселее.

Карточка 2

Алеша!

Ты просишь одолжить тебе книгу. Извини, не могу, так как сейчас сам ее читаю. Как закончу, с удовольствием дам ее тебе. Я, Коля, Соня, Лиза собираемся завтра идти за ягодами. Быть может, и ты пойдешь с нами? Тогда приходи к нам часов в десять утра.

Позови с собой еще кого-нибудь из наших. Ягод, говорят, теперь в лесу пропасть. Мы поедим их вдоволь да и домой вернемся, наверное, не с пустыми руками.

Вася.

Задание: По образцу данного письма напишите письмо товарищу:

Девочки приглашают подругу на работу (дача, пришкольный участок, посадка цветов, вышивание, кружок и т.д.);

Мальчики - друга на рыбную ловлю.

Кратко поясните, где и каким образом вы предполагаете работать или отдыхать.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

=Роман в письмах: я к вам пишу…=

Я к в а м п и ш у - ч е г о ж е б о л е ?

А . С . П у ш к и н
Письма писали все – цари, купцы, уездные барышни, влюбленные гусары, Ванька Жуков и даже запорожские казаки. Что в них было? Деревенские и торговые новости, деловая государственные секреты и любовные послания, просьбы о денежной помощи и девичьи тайны, аромат духов и сургуча – вся жизнь. Все эти произведения жанра, прозванного эпистолярным, доставляла Почта! Та самая Почта России, которой нынче исполнилось 180 лет!

Потребность в общении посредством письма возникла так давно, что доподлинно нам об этом ни одна берестяная грамота не поведает, ведь первую из них пока не нашли! А вот первая постовая сеть появилась в Санкт-Петербурге в январе 1833 года. Столица была разбита на 17 почтовых округов, а письма тогда не бросали в почтовый ящик (он появился позже – в 1848 году), а относили лавочнику! Письма собирали почтальона по три раза в день и доставляли в почтамт. А оттуда – эх, птица-тройка…по почтовым станциям. Интересно, как часто тогда пропали письма?

Старинный письмовник или как писать письма

На протяжении столетий письмо было не только популярным, но порой единственным средством связи. Написание писем даже возвели в ранг искусства и обучали правильному и даже красивому написанию писем. Образованный человек просто обязан был уметь изложить мысли в письме грамотно, красиво, правильно. Те, кто и вовсе не умел писать, обращались за этой услугой за определенную плату – в любом кабаке имелся такой "писатель", в любом селе был свой грамотей….


В 1822 году в Типографии Императорских Театров вышел "Новейший самый полный и подробный письмовник или всеобщий секретарь в 4 частях, содержащий в себе

Письма всякого рода, в общежитии употребляемые и приспособленные ко всем случаям и обстоятельствам, с предварительными правилами и наставлениями сочинять и писать всякие письма к разным особам и о разных предметах".

Письмовник рассказывал о письмах и отношении к ним вообще, о слоге письма, благопристойности, ясности и чистоте, о форме письма и том, как должно трудиться над написанием его.

Все то, что можно сказать лично приятелю, можно и написать к нему во время разлуки, с тою только осторожностию, что не всегда должно вверять тайну свою бумаге: она может затеряться или попасть в посторонние руки.
Письменный слог должен быть не слишком высок, не принужден и не шутовской. Он должен быть прост, и похож на обыкновенный разговор, изображенный на бумаге. Чем простее, тем он приятнее, тем ближе к сердцу.
Что пристойно написать к равному себе, то будет оскорбительно в письме в Вельможе. Что прекрасно в письме старика и человека важного, то самое смешно в письме человека молодого и низкого рода и чина. О воине говорить нельзя так, как говорят о женском поле.
Должно испытывать себя, т.е. написать вдруг и скоро, потом показывать написанное людям с очищенным вкусом. Если письмо назовут хорошим, что должно продолжать писать точно таким же образом.
Прежде подумай, хорошо ли это выражение, нет ли лучшего, точнейшего; подумай, истинная ли мысль твоя, благопристойна ли, сообразна ли с характером и состоянием того, кому пишешь, идет ли к твоему делу? подумай – и тогда клади на бумагу.

Романы, живопись, интересные факты

Письмо твое меня чрезвычайно утешило. Оно так живо напомнило мне Петербург, мне казалось, я тебя слышу. Как смешны твои вечные предположения! Ты подозреваешь во мне какие-то глубокие, тайные чувства, какую-то несчастную любовь - не правда ли? успокойся, милая; ты ошибаешься: я похожа на героиню только тем, что живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов. (А. С. Пушкин. Роман в письмах)

Письма были не только сугубо личным делом – они проникли в литературу! Их можно найти в детективах и приключениях, они стали основой многих любовных историй – целые романы в письмах! Португальские письма (1669) Габриэля Жозефа Гийерага - сборник любовных посланий монахини Марианы Алькофорадо, роман в письмах XVII века Любовная переписка дворянина и его сестры (1684) Афры Бен стали одними из первых. Жанр разрастался – писатели сочиняли письма за своих героев, заставляя читателей волноваться и переживать еще больше, ведь чтение чужих писем захватывает гораздо сильнее! Памела, или Вознагражденная добродетель Сэмюэла Ричардсона, Юлия, или Новая Элоиза Жан-Жака Руссо, Опасные связи Шодерло де Лакло, Страдания юного Вертера Иоганна Вольфганга Гёте – все это можно было найти почти в любом книжном шкафу.


An interesting letter (Julius Leblanc Stewart)

The Letter (William Maw Egley)

Love Letter (Jean-Honore Fragonard)

Способы и правила доставки писем так же были весьма разнообразны: от утвержденных официально, до самых оригинальных способов, ставших легендой.

В 18** году произошла романтическая история: молодая парочка из-за запрета строгого отца обменивалась записочками через дупло дуба. В конце концов сердце отца растаяло и он разрешил им пожениться. Свадьбу праздновали под тем самым дубом. История стала легендой, и дубу приписали свойство соединять половинки сердец. Теперь сюда присылают письма те, кто хочет найти свою судьбу. Да-да, именно присылают, ведь у дуба есть самый настоящий почтовый адрес и если вы все еще ищете свою половинку, напишите сюда: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin.

В 19 веке в Англии письма писали особым образом – крест-накрест, возможно отсюда и произошло выражения "прочитать вдоль и поперек". Все дело в том, что тариф на почтовое отправление рассчитывался из количества листов бумаги. Экономные англичане писали письмо с одной стороны листа, сворачивали его конвертом и надписывали адрес. Если письмо было длинным, лист поворачивали на 90 градусов и писали попрек, если и этого было недостаточно, то и по диагонали! А двумя веками ранее в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Простым гражданам, открывшим такую бутылку, грозила смертная казнь!
Дело в шляпе – выражение, которое родилось так же благодаря письмам! В старину гонцы, зашивали под подкладку шапки важные письма, чтобы те в случае чего не попали в руги грабителей.

А как давно вы писали, или получали письма? Нет, не деловые рабочие - о сроках поставки или предоставлении договорных документов, не объяснительные начальству или электронные – привет – пока, не письма в разные инстанции с требованиями и запросами, не sms-сообщения. Я говорю о тех, живых письмах лучшей подруге или маме, открытках к празднику друзьям и родственникам, которые так радостно пестрели в наших почтовых ящиках, куда теперь летят только квитанции, извещения, да письма счастья из налоговой инспекции. Письма, написанные собственной рукой на красивой почтовой бумаге или на листке из ученической тетрадки, письма-треугольники, открытки из путешествий или к особым датам – история вашей жизни. Неужели написание писем стало забытым искусством, канувшим в Лету?

Галина Замыслова, etoya.ru

Милостивый и любезнейший мой друг!

Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне Вас почитающего.

Л… Г…, январь, 1897 год

Не избалован народ такого рода корреспонденцией! А в последнее время – крайне осторожен! А может, в случае электронной версии этого послания, дополнением является вложенный "червячок". Не изволите ли раскрыть и "пристроить его в своё правление"… Отвыкли мы от вычурных посланий, забыли о сочувственных и просительных письмах, да и самом эпистолярном жанре как таковом. Нам бы попроще и пояснее. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но было ли это Возрождение или состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки???

Hello , пристрой братишку моего. Проблем не будет . Пиши…

Я просто делаю своё дело… Билли

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему "Искусство эпистолярного жанра" убрали за ненадобностью. Работая учителем информатики, а в дополнительное время – преподавателем курса "Информационная культура", уже на протяжении нескольких лет считаю целесообразным ввести в изучаемой теме "Текстовый редактор" главу "Эпистолярный жанр", независимо от возраста обучаемых, будь то второклассник или пятнадцатилетний юноша. Нужно учить детей (именно, ДЕТЕЙ!) искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах! И если это не всегда делают учителя словесности, то почему бы не учителя информатики!? Предлагаю в качестве убеждения читателей разработку урока по теме:

"Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представления об историческом месте письма и эпистолярной литературы;
  • познакомить с правилами ведения корреспонденции, привить навыки оформления писем.

План урока

  1. Письмо. История письменности.
  2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства.
  3. Структура письма и его стилистическое оформление.
  4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник».
  5. Лабораторная работа.

Часть 1. Письмо. История письменности

Вступительная часть урока должна содержать классические определения и генеалогически-исторические подробности истории Русской письменности (предварительно можно побеседовать с учащимися на предмет их знаний в области рассматриваемого вопроса). Особое внимание нужно уделить основателям славянских азбук (глаголицы и кириллицы), историческим личностям, Кириллу и Мефодию (дети задали очень логичный вопрос: "Почему же азбуки не назвали в честь двух братьев: кириллица и "мефодица" J)

Часть 2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства

"Я к Вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать "

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он! – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога…»

Переход от истории к художественной литературе желательно с формулировки самого эпистолярного жанра как такового. Разговор с детьми (согласно времени, каким вы располагаете на уроке) можно превратить в диалог, слушая литературные познания детей, или монолог, рассказывая о знаменитых литературных шедеврах жанра письма: иногда исторически судьбоносных («переписка Ивана IV с князем Курбским») или географически описательных («Записки русского путешественника» Н. М. Карамзина; философски осмысленных (письма Горацио, Эпикура, Цицерона) или поэтически неповторимых ("Роман в письмах" А. С. Пушкина).

Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единойверой, которой порой так не хватает нам.

Часть 3. Структура письма и его стилистическое оформление

После вступительной лирическо-художественной части переходим к практическим советам, излагая правильную структуру письма и наличие обязательных компонентов:

  1. Обращение.
  2. "Приступ" – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
  3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
  4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможность приписать недописанное (P.S. или N.B.).

А продемонстрированное письмо-иллюстрация позволит показать основные приемы форматирования, лежащие в основе создания "компьютерного" письма.

Часть 4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник»

В качестве советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, в традициях хорошего тона прошлых веков, продемонстрируйте или продекламируйте учащимся классические примеры извинительного и рекомендательного писем, просительной и объяснительной записок, дружественных и поздравительных посланий. Для некоторых из учеников, а, возможно и для Вас, это будет "маленьким открытием" человеческих отношений.

Часть 5. Лабораторная работа

Лабораторную работу, закрепляющую полученные знания из различных предметных областей, следует провести в сетевом компьютерном классе в "духе лучших немецких традиций". Предварительно необходимо познакомить учащихся с существовавшим в 16 веке немецким сатирическим жанром: « письма светлых людей » (письма друзьям, восхвалявшие их " души прекрасные порывы") и « письма тёмных людей » (письма, обличавшие человеческие недостатки). Весь коллектив необходимо «разделить» на соответствующие группы по желанию сторон. (Для меня оказалось просто УДИВИТЕЛЬНО, что две трети из участвовавших в "лабораторном эксперименте" отказались от описания светлого и прекрасного, предпочитая "тёмную сторону жизни"!!) Свои характерные послания учащиеся должны «сохранять» в "Редакции" (папка с открытым доступом на рабочем столе преподавателя). Полученный материал является не только показательным для понимания процента усвоения материала учащимся, но и материалом для психолога, который должным образом способен оценить "тёмные" и "светлые" стороны жизни ученического коллектива.

Дополнительный материал к уроку:

1. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени» (БСЭ, т. 19).

2. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках (Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

3. "Султан Моххамед IV – запорожским казакам»

"Я, Султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться".

«Ответ запорожцев Моххамеду IV (избранное)»

"Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь… Твойого в i йска мы не бо i мось, землею i водою будем биться з табою …Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, I ерусалимський бравирник, Александр i йский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь … Не будешь ты i свиней христ i анских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо…" ("Комсомольская правда", 4 июля 2003г.)

4.«Краткий письмовник»

(«Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ», С.-Петербург, 1889г.)

Поздравительное письмо:

Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

Крепко-крепко целующая Вас

Внучка Лида

С повышением:

Милостивый государь С…Н…

Пожалование Вас начальником в г. N …, принято здешней публикою с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь в доброй душе вашей найти свое благополучие.

Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности.

А… В…

Пригласительное письмо:

Милый друг Р… Д…

Не откажись сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня

Душевно тебе преданного Л… Р…