Надвратный храм мч. Феодота Анкирского

Мученик Феодот Анкирский. Жил и пострадал за Христа в г. Анкире Галатийской в III веке. Имея свою гостиницу, святой исполнял обязанность апостолов: своими богодухновенными учениями и беседами он привел ко Христу многих язычников и многих грешников побудил раскаяться в грехах своих. За свою благочестивую жизнь святой Феодот получил от Господа дар исцеления недугов. Во время гонения на христиан корчемница святого Феодота служила убежищем для гонимых христиан, а также святой посещал и утешал святых мучеников в темнице и тайно погребал тела святых страдальцев.
В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, из которых старшая Текуса была теткой св. Феодота. С юных лет воспитанные в благочестии и страхе Божием, святые девы соблюдали чистоту телесную и душевную. Проводя богоугодную жизнь, эти девственницы достигли старости. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане они были схвачены и преданы на мучения. Но так как муки не могли поколебать веру их, то святых мучениц отдали блудным юношам на осквернение. Но св. мученица Текуса строго обличила одного из юношей, и он вместе со своими товарищами, устыдившись нечестивого намерения, не причинили святым девам никого вреда. Тогда жестокий правитель приказал мученицам принять участие в языческом празднике, но они отказались, за что и были потоплены в озере.
В сонном видении св. мученица Текуса повелела св. мученику Феодоту достать тела их со дна озера. Идя ночью за явившейся лампадой, освещающей им путь, св. Феодот и другие христиане подошли к озеру. В это время было страшное видение, которое устрашило воинов, охранявших тела святых мучениц, и они бежали. Поднявшийся ветер, отогнал воду с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и стали видны святые тела. Взяв тела святых мучениц, св. Феодот с честью похоронил их.
Узнав об этом, нечестивый игемон схватил св. Феодота и подверг его различным истязаниям, так что тело святого представляло собой сплошную язву. Но он, укрепляемый силой Божией, продолжал исповедовать и славить Христа. Затем св. мученик Феодот был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала 7 июня 303 или 304 г.
Нечестивые мучители хотели сжечь тело св. мученика Феодота. Но внезапно поднявшаяся великая буря и свет, облиставший тело мученика, устрашили их. Тогда игемон приказал воинам охранять тело святого мученика. Между тем, по устроению Божиему, мимо проезжал на осле священник Фронтон. Узнав от воинов о страданиях св. мученика Феодота и что здесь находится его честное тело, он решил хитростью взять его у них. Для этого Фронтон напоил воинов вином. И когда они уснули, с благоговением взял останки св. мученика Феодота, возложил на осла и привез в свое селение, где с честью предал их погребению. Впоследствии здесь была построена церковь во имя св. мученика Феодота.
Память св.мч.Феодота Анкирского отмечается 18 мая, 7 июня и 7 ноября по старому стилю.


Тропарь, глас 4:

           Мученик Твой, Господи, Феодот, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 6:

           Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи зарями твоими страстотерпче Феодоте, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

(kazan.eparhia.ru; иллюстрации - www.inokini.ru; www.ikonu.ru; vlad-geo.narod.ru).

Мученик Феодот из города Анкира, был "корчемником", имел семью и жил по заповедям христианской веры, в непрестанных молитвах. Он обладал целительским даром и помогал больным. Беседуя с иудеями и язычниками, он старался обратить их в христианство, наставляя на раскаяние и исправление жизни.

Во времена гонений на христиан императора Диоклетиана (284 - 305) в Анкире стал править жестокий Феотекн. Под страхом смерти он приказал всем христианам принести языческие жертвы. Многие жители, исповедовавшие христианскую веру, оставили свои дома и бежали. Оставшиеся христиане подвергались мучениям. Святой Феодот в эти тяжелые времена давал приют христианам, оставшимся без крова, скрывал их от преследований. Он бесстрашно пробирался в тюрьмы, оказывая помощь узникам-христианам, убеждая их не изменять своей вере. Выкупая у воинов останки святых мучеников, Феодот тайно хоронил их по христианскому обряду. Когда все церкви в Анкире закрыли, Божественную литургию христиане совершали в гостинице Феодота.

В то время неподалеку от Анкира были утоплены в озере семь христианских мучениц. Святой Феодот вместе с другом Полихронием смогли достать их тела и предать погребению. Узнав об этом, разгневанный правитель Феотекн приказал найти и предать мучениям всех христиан. Был схвачен и святой Феодот. Ему предложили отречься от Христа, прельщая богатством и устрашая различными мучениями. Но он не поддался на уговоры и мужественно перенес все истязания. Тогда правитель приказал отрубить осужденному голову, что и было исполнено. Но его воины не успели сжечь казненного мученика. Священник Фронтон, которому святой Феодот завещал похоронить свое тело, нашел его останки и с честью предал их земле. Позднее на этом месте он поставил церковь во имя мученика Феодота Анкирского.

Богдан (Феодот) Кесарийский (Каппадокийский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 2/15 сентября.

Святой мученик Феодот Кесарийский пострадал за веру в Христа в III веке. Отец святого мученика Маманта Кесарийского. Еще до рождения сына был заключен в темницу. Господь услышал его горячие молитвы и, еще прежде мучений, взял святого Феодота к Себе.

Богдан (Феодот) Кизический, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 29 апреля/12 мая.

Святой мученик Богдан (Феодот) - один из девяти кизических мучеников, пострадавших за христианскую веру в конце III столетия.

В те времена римские императоры рассылали по всем городам приказы - исповедующих христианскую веру принуждать к идолопоклонству или предавать смерти. Многие христиане, срываясь от гонений, бросали свои дома и уходили в пустынные и труднодоступные места; другие оставались, но скрывали от язычников свою веру. Но были и те, которые во имя любви ко Христу открыто исповедовали Истину и сознательно шли за это на муки. Таковы были девять святых мучеников - Феодот, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Фавмасий и Филимон. Они были совершенно разными - по происхождению, возрасту, социальному положению, но их соединила горячая вера во Христа и желание открывать ее людям.

Святые встретились в городе Кизик в Малой Азии и стали смело проповедовать христианскую веру. При этом они обличали поклонение бездушным идолам и убеждали язычников познать истину и поверить в Единого Бога - Иисуса Христа. Вскоре их схватили и отдали в руки палачей. Кроме обычных пыток их подвергли самой утонченной: выводили из тюрьмы, искушая возможностью свободы. Но мученики предпочли безбожной жизни на воле свободу от греха и предательства веры в темнице. После многих мучений, не сумев сломить их дух, всем девятерым отрубили головы.

Через несколько лет, когда в правление императора Константина Великого гонения на христиан прекратились, жители Кизика нашли захороненные тела девяти святых мучеников и торжественно перенесли в храм, построенный и освященный в их честь. История утверждает, что от этих нетленных мощей совершались многие чудеса и исцеления. И до сих пор к чудотворной помощи кизических мучеников обращаются с просьбой об избавлении от телесных болезней и эпидемий. Кроме того, по свидетельствам многих верующих, молитвы к девяти святым мученикам помогают в обретении хорошей работы.

В Москве есть храм Девяти мучеников Кизических, основанный в 1698 году патриархом Адрианом в память его исцеления по молитвам к Кизическим мученикам. Место, где находится в храм, названо в честь этих святых, Большой Девятинский переулок.

Богдан (Феодот) Маркианопольский (Мизийский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 15/28 сентября.

Святой Феодот Маркианопольский жил в конце III - начале IV веков в Мизии, а родился в Маркионаполе Фракийском. Пострадал при императоре Максимиане Галерии.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Богдан (Феодот) - это святой мученик Феодот Анкирский, корчемник.

Богдан (Феодот) Мелитинский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 7/20 ноября.

Святой мученик Богдан Мелитинский пострадал за веру во Христа в период правления императора Диоклетиана, известного особо жестокими гонениями на христиан. Сведения о его жизни очень скудны, известно только, что он мученически пострадал за Христа вместе с другими тридцатью двумя мучениками в городе Мелетине (Армения). Жители областей Армения и Каппадокия отказались принести жертвы языческим богам, как было приказано императором. Тогда туда были отправлены два верных язычеству воина, чтобы они истребили всех христиан на этой территории. Многие христиане пострадали в это время, в том числе и мученик Богдан.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Богдан (Феодот) - это святой мученик Феодот Анкирский, корчемник.

Богдан (Феодот) Римский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 4/17 июля.

Святой Феодот жил в городе Анкире, в Галатийской области (конец 3 века). Он был женат и владел гостиницей. Но сердцем своим он не привязывался ни к имению, ни даже к семье, а только к одному Богу. За это Феодот имел от Господа дар слова и многих иудеев и язычников, которые останавливались в его гостинице, обратил ко Христу. Имел он также дар исцеления и врачевал больных возложением на них рук.

Когда император Диоклетиан усилил свои гонения на веру Христову, он послал в Анкиру известного своей жестокостью правителя Феотекна. Тот стал требовать от всех христиан немедленных жертвоприношений идолам. Тех же, кто отказывался, предавал мучениям и смерти, а имущество их расхищали язычники.

В эти тяжкие дни Феодот давал приют христианам в своей гостинице, кормил их и скрывал от преследователей. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, ухаживал за ранеными и убеждал страдальцев до конца сохранять верность Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая у стражников. Когда в Анкире все христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, Феодот в разговоре со священником Фронтоном предрек тому, что вскоре он получит мощи мученика (то есть его - Феодота), и заповедал поставить над ними храм, указав место.

В то время за Христа пострадали семь дев: Александра, Клавдия, Матрона, Евфрасия, Фаина, Текуса и Иулия. С юных лет посвятив себя на служение Богу, они провели свою жизнь в постоянных подвигах воздержания и молитвы и достигли глубокой старости. После многих издевательств и насмешек святых дев по приказу Феотекна утопили в озере. На следующую ночь Текуса (она была родной теткой Феодота) явилась ему во сне и сказала, чтобы он достал мощи мучениц со дна озера и предал честному погребению. Феодот и еще несколько христиан пришли к озеру. Вдруг поднялся очень сильный ветер и согнал воду с того места, где были утоплены святые девы. Христиане подошли, забрали их тела и похоронили.

Вскоре после этого один из них, друг Феодота, был схвачен язычниками и, не выдержав пыток, указал, что Феодот был главным устроителем обретения мощей святых дев. Феодота схватили, долго мучили, а затем отрубили ему голову.

Надвратная церковь над западными Святыми воротами монастыря. Одноглавый храм с горкой кокошников в завершении, окруженный папертями, построен во имя св.Феодотия Анкирского в 1599 г. на вклады Бориса Годунова в честь своего патронального святого. Сильно перестраивался в 1834 г. и был переосвящен во имя Нерукотворного Образа Спаса. Церковь служила приходским храмом. Была сильно разрушена в советское время, утрачены росписи. В начале 2000-х гг. отреставрирована О.В. Гаевой в первоначальном облике и освящена как Феодотиевская.

Святые ворота с надвратной церковью Феодота Анкирского (Спасской) в комплексе Введенского Владычного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).



Надвратный храм мч. Феодота Анкирского

Храм Георгия Победоносца является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме (из исторического описания В.А. Рождественского): Над святыми вратами находится церковь, небольшая, каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря: Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 г. патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…». Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.

Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане - 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.

Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры А.Л. Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16 - начала 17 вв., обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 г. против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.). 29 июля 1598 г. крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3 сентября 1598 г.). Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.

http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/filaret.php

Является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Время его построения относится к концу XVI века. В «Историческом описании монастыря» В.А. Рождественского упоминается, что «в ризнице монастыря сохраняется благословенная грамота патриарха Иова 1599 г.» на построение надвратного храма.

Сведения о надвратном храме

(из исторического описания В.А. Рождественского)

Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Фрагмент статьи архитектора О.В. Гаевой о надвратном храме Владычнего монастыря

Уникальные результаты дали натурные исследования надвратной церкви Феодота Анкирского, единственного памятника с точной датой сооружения — в 1599 году патриарх Иов выдал грамоту, где «…строителя Васьяна с братьею благословил, велел, у Введения Пречистыя Богородицы, на святых воротех, воздвигнути новой каменной храм, во имя святого священномученика Феодота Ангирскаго, да на тот храм и онтиминс дати…»
Как показали исследования, сообщение грамоты следует понимать буквально — новый храм Феодотия Анкирского действительно был поставлен на существовавших каменных Святых вратах.
Что же представляло собой это самое раннее из дошедших до нас сооружение Владычного монастыря?
Святые врата почти полностью сохранились, по крайней мере — их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане -(8.48×3.64)м. Ворота очевидно входили в систему деревянных укреплений монастыря. Учитывая местоположение монастыря на берегу Оки и пограничный характер города, можно предположить, что это была не просто ограда, а солидное сооружение, имевшее оборонительный характер.
Авторитетный исследователь «годуновской» архитектуры Андрей Леонидович Баталов при исследовании проблемы заказа в зодчестве конца 16-начала 17 веков, обратил внимание на посвящение надвратной церкви — Феодоту Анкирскому, патрональному святому Бориса Годунова, что является подтверждением особого царского внимания к монастырю в ознаменование успешного завершения «Серпуховского похода» 1598 года против крымского хана Казы-Гирея (Гази Гирея II, 1588-1608 г.г.)
29 июля 1598 года крымское посольство было принято непосредственно Борисом Годуновым и, признав за ним царский титул, приняло предложения о мире. Этот поход непосредственно предшествовал царскому венчанию (3сентября 1598 года).
Стан Бориса Годунова находился на лугах вблизи монастыря, настоятелем которого был Вассиан (Ладыженский) — родственник Леонтия Ладыженского, посланника царя в Крыму, чьи дипломатические действия в значительной степени содействовали политической победе Годунова. Монастырь, оказавшийся в центре таких крупных политических событий, как воцарение новой династии на русском престоле, получил значительные царские вклады.

Тропарь мч. Феодоту Анкирскому, глас 4
Мученик твой, Господи, Феодот, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе. Бога нашего: имеяй бо крепость твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 6
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи зарями твоими страстотерпче Феодоте, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.