Сообщение об одной из наук изучающих человека. Науки, изучающие организм человека

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Рис. 1.4. Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homosapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узко-профильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий - от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.

Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип Человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека - также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.

Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Благодаря И. П. Павлову, проявившего большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.


Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности его психического развития.

Существуют науки, которые по соприкасаются непосредственно с учением о антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология.Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка - один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи - центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одни;

из основных отличий человека от животных.

В связи с тем, что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить общественные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры.

Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. На рис. 1.5 представлена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homosapiens. Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антрогюгенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития.

Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до настоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположении: в результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к каче-

Рис. 1.5. Науки, изучающие человека как биологический объект

ственным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не происходит никакого развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное развитие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?

К биологическим наукам относят:

1. Анатомия изучает внутреннее строение организмов.

2. Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.

3. Морфология изучает внешнее строение организмов.

4. Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

5. Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Вопрос 2. Какое значение для человека имеют биологические науки?

Значение биологии как фундаментальной науки, изучающей одну из высших форм организации материи – жизнь, очень велико. Общебиологические закономерности используются при решении самых разнообразных вопросов во многих отраслях народного хозяйства.

Данные биологии способствуют познанию общих законов развития природы, позволяют прогнозировать пути развития жизни на нашей планете и определить роль человека в ее сохранении.

Значение биологии в жизни человека постоянно возрастает. По прогнозам ученых наступившее столетие будет веком биологических наук, в первую очередь молекулярной биологии и генетики.

Вопрос 3. Могут ли названные вами науки изучать человека и почему?

Все вышеперечисленные науки могут изучать человека, потому что человек является частью живой природы.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. Почему человеку необходимо изучать самого себя?

Человеку очень важно изучать самого себя. Изучение болезней, которыми болеет человек, помогает при их лечении. Важно знать и понимать внешнее и внутреннее строение человеческого организма. Эти знания нужны для объяснения многих закономерностей, которым подчиняется существования вида Человек разумные как часть живой природы. Все знания, которые человек получает о самом себе, помогают ему понять его сущность и дают ответы на многие вопросы.

Для того чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, человеку нужно очень хорошо знать строение своего организма и то, как он работает. Иначе своими непродуманными действиями люди будут вольно или невольно причинять вред своему здоровью, и даже жизни.

Вопрос 2. Какие науки о человеке вы знаете? Что они изучают?

К наукам, изучающим человека относят:

Анатомия - раздел биологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.

Физиология – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем

Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Гигиена - это наука об оптимальных условиях для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Вопрос 3. Как, по вашему мнению, называется применение гигиенических знаний на практике?

Применение гигиенических знаний на практике называется гигиеной труда и отдыха.

Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека.

Наряду с традиционными методами изучения анатомического строения организма человека, связанными с использованием хирургических инструментов и микроскопической техники, сегодня применяют также рентгенографию и компьютерную томографию.

Основные методы физиологии - наблюдение и эксперимент. В последнее время не меньшее значение имеет метод моделирования - искусственного воспроизведения процессов с помощью различных технических средств или компьютерной техники. Современные телеметрические (от греч. теле - далеко) методы позволяют изучать функции организма или его отдельных органов на расстоянии, например работу сердца или дыхание. Одни исследования основаны на достижениях современной электроники (ультразвуковые исследования, или УЗИ), другие - на регистрации электрических явлений в сердце (электрокардиография, или ЭКГ) или в мозге (электроэнцефалография, или ЭЭГ).

ПОДУМАЙТЕ!

Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?

Поскольку все люди разные, со своими индивидуальными проявлениями, к определению здоровья добавляется и субъективная составляющая. Ведь что хорошо одному человеку, может быть совершенно некомфортно для другого, а значит он будет чувствовать некий дискомфорт, а значит уже нельзя говорить о полном здоровье. Например, люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Из этого можно сделать вывод, что здоровье – это многогранное понятие и для каждого человека оно свое.

В течение ХХ века науки о человеке развивались неравномерно. Естественные и общественные науки интенсивно развивались с конца XIX в. - И к началу 20-х годов. За этот период в России создано 8 лабораторий, занимавшихся проблемами человека, открывается первый институт психологии. В. М. Бехтерев, понимая необходимость комплексных исследований человека, организует Институт мозга.

В середине 30-х годов наблюдается замедление темпов развития наук о человеке, ликвидированы как научные направления педология, психотехника. Развитие психологических наук активизируется лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.

Во второй половине ХХ в. существенно изменяется взаимосвязь между различными науками, изучающих человека как организм и личность, как явление природы и истории, как предмет воспитания и обучения и тому подобное.

Непосредственно причастными становятся естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. К изучению человека приближаются и физико-математические науки.

На рубеже биохимии, эндокринологии, физиологии ВНД и психологии возникает психофармакология; на грани кибернетики, биологии, физиологии и психологии - бионика с ее основными разделами: моделированием мозговых структур, анализаторов внешней среды.

Установлению взаимопереходе между различными науками, традиционно считались несмежными, способствуют существенные сдвиги в общей структуре науки.

Антропологизуються технические науки. Во-первых, это связано с техникой связи и предусматривает разработку технического воспроизведения процессов человеческой коммуникации (передача и прием информации, коммуникационные системы и т.д.);

Во-вторых, существенно меняются функции человека в сфере материального производства, в частности, возрастает значение функции регулирования и контроля за автоматическими системами. И хотя наблюдается автоматизация не только физической, но и умственной работы, однако человек остается решающим звеном в деятельности и функционировании любой системы.

В-третьих, при разработке техники учитываются возможности человека управлять ею.

Таким образом, наблюдается взаимопроникновение технических и антропологических наук.

Антропологические науки изучают человека как биологический вид, аккумулируют знания о биологии человека. В XX в. существенно изменилось их положение в общей системе биологического знания. Прежде всего, это связано с развитием теоретической медицины, синтезировала в себе важнейшие достижения всех биологических наук относительно норм и патологии человеческого организма. Поэтому теоретическая медицина и другие биологические науки все больше влияют на научное познание человека в целом.

Человека как общественное существо, а также человечество в понимании, тождественному с обществом, изучают гуманитарные науки. В них также происходят значительные изменения. Возникают научные дисциплины, которые дополняют уже существующие общественные науки. Среди них:

o эргономика - специальная наука о трудовой деятельности человека, изучает экономическую организацию производства и социальные функции работы человека;

o семиотика - наука о знаковых системах. Для изучения механизмов культурного развития человека эта дисциплина имеет такое же значение, как эргономика для понимания трудовой деятельности;

o аксиология - наука о ценностях жизни и культуры. Углубляется изучение проблем человека на грани антропологических и гуманитарных наук.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, и нейрофизиологии и биофизики - с другой, состоит эвристика - общая теория мыслительной поиска и творческого мышления человека.

В естественных науках накапливаются данные о классах биологических свойств человека, выявление и становление которых вибдуваеться в социальных условиях.

Возрастная физиология и морфология изучают возрастные особенности и основные фазы онтогенетического развития личности.

Сексология исследует закономерности половой диморфизм в филогенезе и онтогенезе; биологические и социальные механизмы образования пола, периодизацию половой диморфизм, его влияние на общесоматический, нервно-психическое, личностное развитие человека.

Соматологии разрабатывает учение о целостности человеческого тела, его структурно-динамическую организацию, типа телосложения.

Комплексное изучение биологической и социальной природы человека предполагает синтез знаний, накопленных антропологическими и гуманитарными науками. И важнейшей задачей при этом является выявление взаимосвязей между первичными природными свойствами и социально обусловленными качествами человека.

Таким образом, в центре современной науки стоит проблема человека, что связано с принципиально новым взаимоотношением между науками о природе и обществе.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Науки о человеке и обществе

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">биологическом, психическом, социальном и космическом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Под биологическим понятием в изучении человека понимается анатомическое и физиологическое строение, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> особенности генетики, основные процессы организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сознательные и бессознательные процессы охватывает психическое понятие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, то есть под психическим понятием рассматривается внутренний мир человека. И поэтому одной из самых основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его сложности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Социальное " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в человеке изучает целый комплекс наук. Например, социальная психология занимается поведением человека. Социальное в человеке заключается в том, что в человеке в миниатюре, в «свернутом» виде отражено все общество с присущими ему состояниями.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Космическое " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– еще одно направление познания человека. Связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, философии. К. И. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский высказали о влияние Ритмы Космоса на динамику изменения биополей растений, животных и человека.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Науки о человеке играют в жизни важную роль. В последние годы особенно знаменитых результатов достигла " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">генетика " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В сегодняшнее время люди, благодаря науке, могут вылечиваться от многих давне неизлечимых болезней.

;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, и поэтому в категорию «социальных наук», «наук об обществе» выделен целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Философия. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«философскими аспектами обществоведения».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">История. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Антропология. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этнология. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Социология. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Политология. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Культурология. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Правоведение. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Экономика " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обществоведение " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. В «Обществоведении» как дисциплине соучаствуют и философия, и история, и политология, и культурология, и правоведение, и экономика, и этнология. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В научном знании выделяют естественные и общественные науки " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Естественные науки " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обществознание " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.


Заказать написание уникльной работы