Власть как категория политической науки. Основные концепции власти

Принципы организации и функционирования власти.

Теория разделения властей.

Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе и политологией. В центре внимания политологии находятся особенности власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.

Все эти проблемы в той или иной степени ставились уже античными мыслителями. Так Платон, размышляя о источниках власти, формах ее осуществления и типах государственного устройства, выделил правильные и неправильные формы правления. Аристотель впервые выдвинул идею естественного происхождения политической власти, считая, что человек от природы существо политическое.

Расцвет социально-политических исследований в эпоху Возрождения и в Новое Время связан с исследованиями сущности политической и прежде всего государственной власти в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Именно в это время возникают основные направления политической идеологии – либерализм (Ш.Л.Монтескье), консерватизм (Э.Берк), тоталитаризм (Ж.Ж.Руссо).

Огромный вклад в исследование нравственных основ государства и права внесли представители немецкой классической философии И.Кант, Г.Гегель. Не утратило своей актуальности марксистское учение о роли материального и политического интереса в борьбе за политическую власть. Важный вклад в разработку теории власти внес немецкий социолог М.Вебер, для которого власть – это принуждение человека к действию помимо его воли.

Особый интерес представляют исследования представителей русской школы – М.Бакунина, П.Кропоткина, В.Ленина.

Таким образом, власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве – и в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Власть многолика, она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна из ее сторон. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов – каждый из которых акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

Телеологическая трактовка власти характеризует ее как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. В частности Бертран Рассел в «Очерках современной политической философии Запада» пишет: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». Однако, телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миров – в этом смысле говорят, например, о власти над природой.


Бихевиористские определения власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Данный подход индивидуализирует понимание власти и сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. В частности Г.Лассуэл считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.д.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. В частности сторонники психоанализа считают, что стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функции субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней – одних и готовности к подчинению других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.

Системная трактовка власти. Если бихевиористский и психологический подходы к определению природы власти требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивида к обществу, то системный подход исходит от производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривая власть как «способность системы обеспечивать ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луманн) трактуют власть как средство социального общения, позволяющего регулировать социальные конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Структурно-функциональный подход рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. В частности Т.Парсонс рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющего или управляемого). При этом предполагается, что социальная роль определяет тип ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе.

Реляционистский подход рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Так М.Вебер определил власть, как способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю вопреки сопротивлению других.

Субъект и объект непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, или даже мировое сообщество. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, в котором предписывается поведение объекта власти, указываются поощрения и наказания за выполнение или невыполнение распоряжения.

Власть явление двустроннее, ассиметричное явление, она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

Однако преобладание в обществе людей готовых к беспрекословному повиновению является благоприятной средой для установления деспотических режимов.

Власть, как способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю вопреки сопротивлению других, базируется на использовании разнообразных средств и методов. Совокупность реальных и потенциальных средств, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта власти на ее объект называются ресурсами власти.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Китайский философ Конфуций считал ресурсами власти правителя – его личный пример, следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости. Итальянский политический деятель эпохи Возрождения Н.Макиавелли выделил два главных ресурса власти – любовь и страх, он считал, что человек которого боятся может управлять так же эффективно, как и тот, которого любят.

По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя. С появлением имущественного неравенства ресурсами власти становятся богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествляется с господством. В индустриальных обществах ресурсами власти становятся организации: политические партии, профсоюзы, бюрократия. На современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим ресурсом властвования.

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита,; политические лидеры; отдельные личности в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса). В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами -- если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Легитимность и легальность власти.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти - это а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин - легальность власти.

Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону. Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть - это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или - люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Категория Категория (от греческого слова kathgorew, обвиняю) – логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении данном Кантом: К. – априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЯ) автора БСЭ

Род (таксономич. категория) Род (genus), основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды. Например, разные виды кошек (лесная, камышовая, бенгальская и др.) объединяют в Р. кошки (Felis); разные виды

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Раздел III Политическая власть Политическая власть – одна из краеугольных тем политической науки. В данном разделе мы приводим отрывок из работы американских социологов Петра Бергера и Бриджит Бергер, посвященный анализу веберовской теории власти. Как отмечал М. Вебер,

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6.46. Категория вида Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Он охватывает всю глагольную лексику и всю глагольную лексему.Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решить – решать. Сравнивая члены каждой пары, мы

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

6.49. Категория залога Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома. – Дома строятся рабочими. В первой конструкции (которую принято называть действительным оборотом речи, активом) субъект

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

6.51. Категория наклонения Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как долженствование или необходимость.Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называется

Из книги автора

6.53. Категория времени Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают реальные действия, охарактеризованные с точки зрения времени. В связи с этим они обладают формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Эти глагольные формы характеризуют время действия не

Из книги автора

6.55. Категория лица Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующий в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица отличаются от форм 3-го лица тем, что указывают

Из книги автора

7. ПОВЕДЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных

Из книги автора

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает

Из книги автора

Языковая категория Среди особенностей жизни в Латвии, что иностранцам кажутся диковиной и даже дикостью, но являются непреложными основами этой самой жизни, видное место занимает так называемая «языковая категория». Не иметь удостоверения («аплиецибы», как говорят тут

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования. Существуют различные подходы в трактовке понятия «власть»:

1. бихевиористские – власть является особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2. телеологические – власть – это достижение определенных целей, получение наличных результатов.

3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым;

5. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Сегодня наиболее распространенным является определение, данное Максом Вебером.

Слайд 2.

Власть складывается и различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. В связи с чем, существуют различные подходы к классификации власти.

Слайд 3.

Основания для классификации Виды власти
в зависимости от источников (ресурсов ее достижения и удержания) 1. принуждающая 2. вознаграждающая 3. нормативная 4. референтная 5. экспертная 6. информационная и др.
по характеру применения 1. демократическую 2. авторитарную 3. тоталитарную 4. деспотическую 5. бюрократическую и др.
по объекту 1. личная 2. партийная 3. общественная др.
по объему 1. семейная 2. национальная 3. международная и др.
по сфере проявления 1. политическая 2. неполитическую: a. власть морального авторитета b. экономического господства c. информационного господства d. физического насилия и др. 3. экономическая 4. военная 5. духовная 6. семейная.

Особое место в этой классификации занимает политическая власть.

Слайд 4.

По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, т.к. с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.

Основными структурными элементами политической власти выступают ее субъекты, объекты, мотивы и ресурсы (источники).

Слайд 5.

Субъектами политической власти являются:

· государство,

· политические партии,

· политические элиты,

· политические лидеры и др.

Субъект власти воплощает ее активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, цивилизация или даже мировое сообщество, объединенное в любую политическую организацию (институт).

Субъект политической власти – это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью, власть сама собой не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти носит инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовность брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми этими качествами в разной степени.

К объектам политической власти относят:

· индивидов,

· социальные группы,

· общности.

Реакция объекта власти определяется мотивами подчинения и теми ресурсами, которые использует субъект.

Н. Макиавелли, размышляя о мотивах подчинения, выделял среди них два основных - любовь и страх. Отдавая предпочтение второму, Макиавелли отмечает, что государь, по-видимому, должен опираться на страх как основной мотив власти: «так, чтобы, если он и не приобретет любви, смог бы, по меньшей мере, избежать ненависти».

Среди мотивов подчинения можно выделить следующие:

1. страх перед санкциями (как Вы думаете, что такое санкция? – наказание за то или иное действие (кража – действие, санкция – тюремное заключение)) – этот мотив весьма неустойчив, так как напрямую зависит от тяжести наказания за неповиновение (если субъект не считает, что наказание суровое, то он будет совершать, например, правонарушения);

2. привычка, обычай – устойчивый мотив подчинения, особенно в традиционных обществах (данный мотив до сих пор является одним из ведущих в государствах с монархической формой правления);

3. авторитет субъекта власти - подчинение осуществляется на основе веры в исключительные (личные, профессиональные и пр.) качества субъекта; убеждении (или рациональный интерес), основанное на подчинение субъекту в силу личной заинтересованности объекта, совпадении ценностных ориентаций субъекта и объекта власти.

Слайд 6.

Существует множество классификаций ресурсов власти. Так, по А. Этциони, ресурсы делятся наутилитарные (лат. utilitas - польза, выгода) (или материальные), принудительные (силовые) инормативные (ресурсы убеждения). Г. Лассуэлл выделяет такие основные ресурсы («основные ценности»), как: любовь и уважение, моральный долг, богатство (или благосостояние), умения (навыки), просвещенность (образование) и др. А. Юрьев выделяет носемь основных ресурсов власти: сырьевые, энергетические, финансовые, технологические, информационные, организационные, интеллектуальные и человеческие .

Наиболее распространенной в современной политической науке является классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. В соответствии с ней выделяют:

Ø экономические ресурсы (материальные и нематериальные блага, ценности, связанные с удовлетворением повседневных потребностей человека и общества - деньги, товары, услуги, льготы, субсидии и пр.);

Ø социальные ресурсы (возможность социальной мобильности, способность изменения социального статуса);

Ø силовые ресурсы (оружие, институты принуждения - армия, полиция, служба безопасности, суды, прокуратура и пр.);

Ø нормативные ресурсы (правовые, религиозные, обычные и др. социальные нормы - законы, распоряжения, обычаи, традиции, моральные нормы и пр.);

Ø культурно-информационные ресурсы (знания, информация, учебные заведения, научные учреждения, средства массовой коммуникации и др.).

Специфическим ресурсом власти является и сам человек, что позволяет выделить и такой универсальны вид ресурсов власти, какдемографический .

В современном обществе перед властью стоят следующие задачи:

В центре политических отношений находятся взаимоотношения государства, общества и личности. В них входят также межгрупповые (межклассовые), межнациональные (межэтнические), внутригрупповые и межличностные отношения. Система политических отношений также охватывает и межгосударственные (международные) отношения. Выделяются следующие виды политических отношений:

Еще в XVIII в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709-1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть - явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т.д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Рис. 5.1.

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Таким образом, политическая власть внутренне присуща всякому обществу, поскольку а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

Политическая власть - это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам - от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Формой осуществления власти является авторитет - способность субъекта власти оказывать влияние на объект, других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

В противоположность авторитету господство - это возможность добиться повиновения со стороны определенной группы лиц, опираясь на силу, принуждение, могущество, сакральность и т.д. Господство представляет собой форму, способ проявления политической власти. Истинное отношение господства включает в себя внешнюю или внутреннюю заинтересованность в том, чтобы подчиниться: страх подвластного, внешнюю угрозу и т.д.

Однако внутренняя необходимость общества во власти не исключает определения границ и средств ее осуществления. Власть требует согласия, общественного признания и некоторой взаимности. Согласие общества включает принцип законности и механизмы, которые сдерживают злоупотребления власти. Отражением принципа законности является легализация - это юридическое обоснование осуществления власти, ее норм и законов. Легальность власти отражается в официальном признании власти или претензии на ее признание. В отличие от легальности легитимность - неофициальное одобрение власти в силу ее притягательных черт. Никакое господство, согласно М. Веберу, не удовлетворялось чистой покорностью, оно стремилось преобразовать дисциплину в привязанность к истине, которую оно представляет или претендует представлять. М. Вебер разработал типологию законного господства, классифицировав их в соответствии с тремя способами его легитимации: харизматическое, рациональное и традиционное господство. В этом случае власть можно рассматривать как право, признанное за личностью (лидером) или группой (элитой) с согласия общества, принимать решения, касающиеся других членов общества.

Таким образом, власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов - каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.