Что такое скотоводство определение. Животноводство - это что такое? Кормление крупного рогатого скота

уже в древнейшей греч. традиции облад. стадами счит. знаком особого богатства. Из мелк. рогат. скота наиболее интенсивно в Греции развив. овцеводство; кроме того, существ. разведение крупн. рогат. скота, разведение коз и свиноводство. Фессалия специализир. на коневодстве, а Аттика славил. высокоразв. овцеводством. В с. х-ве Италии С. также занимало важное место. Развед. коров, лошадей (особ. в Апулии), овец и свиней было одним из гл. источ. дохода рим. землевлад. Среди рим. аристократии пастбищное х-во ценилось выше, чем земледелие. До возникнов. денеж. обращения скот имел особое знач. для простого товарообмена. Тот же корень имеет слово пекулий (имущество раба), первонач. обознач. состоящую из скота собственность сына или домаш. раба.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СКОТОВОДСТВО

отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашнего скота. Для русского крестьянина было характерно бережное отношение к естественному миру, умелое его использование с учетом местных особенностей и задач воспроизводства истраченного. Духовной основой развития скотоводства являлось глубоко укоренившееся в народе понятие, что всякое животное есть творение Божие и в этом своем качестве заслуживает доброго отношения. Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке - главной скотине каждого крестьянского двора. В жизни основной массы русских заметно проявлялось желание приобщить в той или иной форме домашних животных к святыням, освятить их и, таким образом, очистить и защитить от вражьих нападок.

Повсеместно было принято освящать лошадей хотя бы один раз в году. Приурочивалось это событие, согласно местной традиции, к разным праздникам: на первый Спас (1 августа: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице); на день свв. Флора и Лавра (18 августа), считавшихся покровителями лошадей; в первое воскресенье после дня первоверховных апп. Петра и Павла и к некоторым другим дням.

В Зарайском у. Рязанской губ. "первого августа, в праздник Происхождения древа св. Креста, известного в народе под именем первого Спаса, или Спаса Мокрого, бывает крестный ход на воду. К ручью или реке, куда совершается этот ход и где освящается вода, сводят и пригоняют на ближний луг лошадей со всего прихода. Дело это обыкновенно поручается мальчишкам, которые, как и везде, - великие любители верховой езды. Они обыкновенно гонят и сами скачут во весь конский дух, и потому съезд этот сопровождается великим шумом и криком. Но когда из церкви при колокольном звоне с хоругвями и иконами двинется крестный ход, тогда все приходит в порядок и водворяется тишина: лошадей сидящие на них верхами мальчишки-коноводы становят в две или три линии, оставляя между ними довольно широкий проход. По окончании молебна и освящения воды священник идет в сопровождении причетника с водосвятной чашей, или кандеей, и, проходя по рядам лошадей, кропит их св. водою; кропит и лошадей, запряженных в телеги приехавших к обедне прихожан, кропит лошадей, запряженных в экипажи приехавших господ. Потом образа и хоругви возвращаются в церковь, молившиеся расходятся и разъезжаются, а лошадей с прежним шумом и криком и непременно вскачь мальчишки разгоняют по домам. В иных местах, где есть порядочная река, священник не кропит лошадей водою, а просто их перегоняют вплавь, через освященные воды реки".

В др. районах освящение коней происходило не у водоемов, а прямо у церкви. В Вельском у. Вологодской губ., например, в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками; иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних (ближних) приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники обряда "чуть не бегом" бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из церковной ограды и устремлялись на буево - большую площадь недалеко от церкви. Там начиналось своеобразное катанье - состязанье в верховой езде.

В Бирючинском у. Воронежской губ. на свв. Флора и Лавра священник служил молебен и окроплял лошадей св. водой. В отличие от предыдущих вариантов, здесь в этот день "не только работать, но и ездить на лошадях считают за грех".

Всю домашнюю живность вместе - от лошадей и коров до птицы - принято было кропить крещенской водой на Богоявление. Это делал каждый хозяин отдельно, на своем дворе, сразу после возвращения от ранней обедни. Освящение стада общины в целом приурочивалось ко дню св. Георгия - 23 апреля, в связи с первым выгоном на выпас. (Выгонять на луг первый раз стадо нельзя было без решения сходки.) При этом выгоняли скотину ветками вербы, освященными на Вербное воскресенье.

Последний сноп ярового овса сохраняли в доме на почетном месте, под иконами: ставили в передний угол полавошника. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы хозяин или хозяйка раздавали этот сноп всему скоту. В жаркое время июня - средолетье, межень, - которое считалось опасным со стороны нечистой силы, выпуская скот на пастбище, рисовали на каждом животном смолою кресты, "дабы избавить его от влияния нечистой силы".

Мы далеко не исчерпали перечень благочестивых обычаев, связанных со скотоводством, но и названных уже довольно, чтобы представить себе стремление освятить, очистить домашних животных. Отношение к скоту как к твари Божией и предание своей скотоводческой деятельности (как и всякой другой) на волю Божию не исключало, а, напротив, предполагало использование в уходе за животными широкого круга знаний, накопленных в практике. При этом учитывалась и экономическая выгода разведения той или иной породы, применения того или иного приема содержания скота.

Крестьянская семья, которая много должна была знать о природе, чтобы успешно провести весь цикл работ от сева до жатвы по различным культурам, одновременно заботилась и о скоте, без которого русский хлебопашец не мыслил свое хозяйство. В представлениях русских земледелие было тесно связано со скотоводством, и "первейшую пользу" от содержания скота крестьяне видели в получении навоза для удобрения полей.

О знаниях в скотоводстве говорит уже обильность, многообразие в русском народном языке названий, относившихся к различным стадиям роста и биологического поведения телят и коров. Приведем лишь некоторые из них, по В.И. Далю. До года называли - теленок, телок, бычок, теля, телка, телушка; молодую корову, еще не телившуюся, - яловка; яловая корова - без теленка, недойная; стельная (телая) - корова, которая должна в срок отелиться; дойная - дающая молоко; корова ходит межмолок (межумолок) - перед новотелом, когда не доят; переходница - не стельная корова, осталась в данном году яловою; нетель - всегда яловая; корова о двух (и более) телятах - это определение возраста (с прибавкою трех лет к числу телят, т.е. в данном случае корова пяти лет). Отъемыш - отсаженный от матери теленок; двулеток, однотравок, бушман и пр. - теленок двух лет; трехлеток, гунак и пр. - теленок трех лет; телец - молодой бычок от двух до трех лет; телица, юница - молодая корова от двух до трех лет и пр.

Приемы ухода за скотом, различавшиеся по видам, породам и возрасту, имели, кроме того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы. В формировании, например, знаменитой холмогорской породы скота сыграла роль техника разведения, содержания и ухода, учитывающая специфику природных условий. Здесь следует отметить: первый отел в возрасте около трех лет (т.е. когда животное вполне сформировалось); учет крестьянами значения "запуска" - отдыха коров от доения перед последней лактацией; особый "бычий" промысел - выделение в отдельное стадо быков-производителей; тщательность отбора телят для племенного разведения - по нескольким показателям; выкармливание телят "выпойкой", т.е. отниманием от матери и обильным продолжительным кормлением молоком. Взрослый скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его "запариванием" (иногда делалось даже специальное помещение в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого корма скоту - "паревня") и с солевой подкормкой. Зимнее стойловое содержание крупного рогатого скота в теплых хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сопровождалось регулярным внимательным досмотром.

Способы зимнего содержания скота отличались у русских крестьян большим многообразием - в зависимости от географических условий и задач конкретного вида скотоводства. В Тверской губ. скотный двор покрывали на зиму соломенной крышей. Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшаниках) или брали в жилую избу. Во Владимирской губ., как и в Тверской, в стужу скот содержался "в огороженных заборами и плетнями, покрытых соломою дворах". При этом годовалых телят, овец, свиней помещали отдельно - в утепленных омшаниках. Коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. На Рязанщине, как сообщал наблюдатель во 2-й пол. XVIII в., "каждый крестьянин содержит скот зимою под навесами. Где есть лесные места, то сии навесы огорожены бывают забором, а в безлесных - плетнем и от ветру и снегу скважины затыкают мохом и соломою". Для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло проводить стрижку овец дважды в году - осенью и весной. Это давало шерсть лучшего качества.

Разнообразные источники свидетельствуют, что для очень не схожих в природном отношении районов и для различных по степени обеспеченности групп русского крестьянства общими были тщательность ухода за скотом и умение учесть многие, иногда совсем неожиданные воздействия, приспособиться к сложным условиям.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое "СКОТОВОДСТВО"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

СКОТОВОДСТВО , разведение кр. рог. скота для получения молока, говядины и кожсырья (в нек-рых странах скот используют как тягловую силу); отрасль животноводства. С. люди занимались с древнейших времён. Первоначально скот разводили для получения мяса и использования на хоз. работах. Как только человек стал употреблять молоко в пищу и приобрёл навыки изготовления из него масла, сыра и др. продуктов, возросло значение молочного скота. В России С. было сконцентрировано в осн. около городов и пром. центров, а также в р-нах товарного маслоделия (Прибалтика, сев. и центр. р-ны Нечерноземной полосы, Зап. Сибирь и Урал). Однако в большинстве р-нов скот оставался беспородным, мелким, позднеспелым, мало продуктивным. Поголовье кр. рог. скота в России (млн.): в 1916 - 58,4, в т. ч. коров 28,8; в СССР во всех категориях х-в на 1 янв. 1928 - соответственно 66,8 и 33.8; в 1970 - 95,2 и 39,4; в 1986 - 120,9 и 42,9. В колхозах, совхозах и др. гос. х-вах на 1 янв. 1986 находилось 80% общего поголовья скота, в т. ч. коров 69,2%. В СССР разводят ок. 50 пород скота и породных групп. Процент породного скота от общей его численности в колхозах, совхозах и др. гос. с.-х. предприятиях за 1932 - 85 возрос с 10 до 100. В результате качеств. преобразования скота, улучшения кормления и условий содержания значительно увеличилась его продуктивность. За 1950 - 85 ср. годовой удой на корову в колхозах и совхозах повысился с 1137 кг до 2451 кг; во мн. плем. з-дах он достигает 4500 - 5000 кг и более. Произ-во молока в СССР в 1950 составило 35,5 млн. т, в 1985 - 98,6 млн. т; говядины - соответственно 2,3 и 7,4 млн. т. С. играет большую роль в реализации Продовольственной программы. Почти все молочные продукты в СССР производят из молока коров; в общей продукции мяса на долю говядины приходится более 43%. В зависимости от соотношения произ-ва молока и говядины различают направления С. - молочное (Прибалтика, Белоруссия, центр. р-ны Европ. части СССР), молочно-мясное (Украина, Молдавия, Центральночернозёмный р-н, Урал, Сев. Кавказ, Зап. Сибирь, Д. Восток), мясо-молочное и мясное (Ср. Азия, Вост. Сибирь, Поволжье). Осн. направление развития С. - его интенсификация (совершенствование продуктивных качеств ж-ных путём селекции, улучшение кормления и содержания скота, освоение интенсивных технологий произ-ва молока и мяса, ускоренное воспроиз-во стада и др.). Концентрация С. вызывает необходимость внутриотраслевой специализации: организации специализир. х-в и ферм по произ-ву молока, выращиванию ремонтного молодняка, репродукции, выращиванию и откорму скота на мясо. Наряду со специализированными имеются х-ва с законченным оборотом стада, в к-рых выделяются специализир. фермы. Созданы крупные комплексы по произ-ву молока и говядины, а также специализир. х-ва по интенсивному выращиванию и откорму молодняка кр. рог. скота с пром. технологией произ-ва, предусматривающей комплексную механизацию и частичную автоматизацию производств. процессов. В зависимости от природных и экономич. условий зон применяют разные системы содержания к р. рог. скота. В большинстве стран Зап. Европы и в СССР преобладает стойлово-пастбищная система, при которой ж-ных в летний период содержат на пастбищах, в стойловый - в помещениях. В связи с интенсификацией отрасли и внедрением индустр. технологий произ-ва молока в говядины, получают распространение стойловая и стойлово-лагерная системы. При стойловой системе скот в течение всего года содержат в помещениях, при стойлово-лагерной выводят на летний период в лагеря. Способы содержания коров в стойловый период - привязный и беспривязный. Привязное содержание позволяет более точно нормировать кормление ж-ных, но при этом неск. снижается производительность труда по сравнению с беспривязным. Формы беспривязного содержания коров - в групповых станках на глубокой подстилке и беспривязно-боксовое, предусматривающее устройство мест для индивидуального отдыха ж-ных. Молодняк кр. рог. скота и весь скот мясного направления содержат группами без привязи. Широкое распространение получает содержание скота на крупных специализир. фермах-комплексах по произ-ву молока, выращиванию ремонтных тёлок и нетелей, выращиванию и откорму ж-ных на мясо. Большинство производств. процессов на таких комплексах механизировано. Основу рационов в стойловый период составляют грубые и сочные корма, в пастбищный - зелёные. Широкое распространение получает летняя пастьба ж-ных на культурных пастбищах. Концентраты в структуре рационов молочного скота составляют в зависимости от уровня продуктивности коров 20 - 35%, в рационах откормочного скота до 40 - 45%. В х-вах молочного направления тёлок и нетелей выращивают при расходе умеренных кол-в молока и концентрир. кормов. Для сокращения расхода молочных кормов используют заменители цельного молока. В послемолочный период молодняк летом содержат на пастбищах, зимой - в помещениях, на рационах в осн. из грубых и сочных кормов. В х-вах мясного направления телят до 6 - 8 мес выращивают под коровами, в последующем ремонтных тёлок содержат в осн. на грубых и сочных кормах, сверхремонтный молодняк ставят на доращивание и интенсивный откорм. Сокращение потерь питат. в-в при заготовке и хранении кормов, облегчение механизир. их раздачи на комплексах и крупных фермах достигается приготовлением гранул и брикетов, консервированием зелёной массы хим. препаратами и применением эффективных способов обработки соломы для повышения её питательности. Н.-и. работу по С. ведут Всес. н.-и. ин-т жив-ва, Всес. н.-и. ин-т разведения и генетики ж-ных, респ. и зональные н.-и. ин-ты с. х-ва и жив-ва, опытные станции. Как учебную дисциплину С. преподают в с.-х., зоотехнич., вет. и зоовет. вузах и техникумах, выпускающих зооинженеров и зоотехников. Интенсивное С. развито в большинстве стран Европы и Сев. Америки, в Австралии и Нов. Зеландии. В странах Африки и Азии преобладают экстенсивные формы ведения С., малопродуктивный скот используют для получения говядины, на с.-х. и транспортных работах. В большинстве европ. стран С. имеет комбинир. молочно-мясное направление, в США и Канаде характеризуется выраженной специализацией. В США молочные породы скота разводят в сев.-вост. и зап. р-нах, мясные - в центр. и южных. В Канаде молочное С. развито в вост. провинциях, мясное - в зап. степных р-нах. В странах Центр. и Юж. Америки развито специализир. мясное С. В Австралии и Нов. Зеландии разводят скот молочного и мясного направлении. В странах с интенсивным С. применяются пром. технологии произ-ва молока и говядины. См. также Сельское хозяйство. Дмитриев Н. Г., Породы скота по странам мира, Л., 1978; Промышленное производство говядины, М., 1979; Байдюк А. Т., Шульган И. З., Поточно-цеховая система производства в молочном животноводстве, М., 1980; Ружевский А. Б., Рубан Ю. Д., Бердник П. П., Породы крупного рогатого скота, М., 1980; Кэмпбелл Д ж. Р., Маршалл Р. Т., Производство молока, пер. с англ. М., 1980; Промышленное производство молока, М., 1981; Высокопродуктивное молочное скотоводство, М., 1982; Скотоводство, 3 изд., под ред. Е. А. Арзуманяна, М., 1983; Скотоводство, 2 изд., под ред. А. К. Эрнста, А. П. Бегучева, Д. Л. Левантина, М., 1984.

Божие и в своем качестве заслуживает доброго . Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке - главной скотине каждого крестьянского а. В жизни проявлялось в той или форме домашних животных к святыням, их и, таким образом, и от вражьих нападок. Повсеместно было принято лошадей бы раз в году. Приурочивалось это , местной , к разным ам: на (1 : честных древ Животворящего Господня - Всемилостивому Спасу и Богородице); на свв. и (18 августа), считавшихся покрови ми лошадей; в первое после дня первоверховных апп. и Павла и к некоторым другим дням. В Зарайском у. Рязанской губ. "первого августа, в праздник Происхождения древа св. Креста, известного в народе под именем первого Спаса, или Спаса Мокрого, бывает ход на воду. К ручью или реке, совершается ход и где освящается , сводят и пригоняют на луг лошадей со прихода. это поручается мальчишкам, которые, как и , - великие любители езды. Они обыкновенно гонят и сами скачут во дух, и съезд этот сопровождается великим шумом и криком. Но когда из церкви при колокольном звоне с хоругвями и иконами двинется крестный ход, все при в и водворяется : лошадей сидящие на них мальчишки- становят в две или три линии, оставляя . По окончании молебна и освящения воды в сопровождении причетника с водосвятной чашей, или кандеей, и, проходя по рядам лошадей, кропит их св. водою; кропит и лошадей, запряженных в телеги приехавших к обедне прихожан, кропит лошадей, запряженных в экипажи приехавших господ. образа и хоругви возвращаются в , молившиеся расходятся и разъезжаются, а лошадей с прежним шумом и криком и мальчишки разгоняют по домам. В иных х, где есть порядочная , священник не кропит лошадей водою, а их перегоняют , освященные воды реки". В др. районах освящение коней происходило не у водоемов, а у церкви. В Вельском у. Вологодской губ., в воскресенье после дня до заутрени съезжались в со всего прихода. Полагалось с каждого двора на не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками; в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. было и . Приезжали крестьяне и из соседних (ближних) приходов. продолжался во заутрени и обедни. молебна участники обряда "чуть не бегом" бросались коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили в сторону. старались голову коня, особенно , уши и ноздри. объезжал церкви и останавливался паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него дойдет . вода в ушате кончалась, все участники выезжали из церковной ограды и устремлялись на - большую не от церкви. Там начиналось своеобразное - состязанье в верховой езде. В Бирючинском у. Воронежской губ. на свв. Флора и Лавра священник служил и окроплял лошадей св. водой. В от предыдущих вариантов, здесь в этот день "не , но и на лошадях считают за грех". Всю домашнюю - от лошадей и коров до - принято было крещенской водой на . Это делал каждый отдельно, на своем дворе, после возвращения от ранней обедни. в приурочивалось ко дню св. Георгия - 23 апреля, в с первым выгоном на . ( на луг первый раз было без решения сходки.) При этом выгоняли скотину ветками вербы, освященными на Вербное воскресенье. ярового овса сохраняли в доме на почетном месте, под иконами: ставили в ний полавошника. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы хозяин или раздавали этот сноп всему скоту. В время июня - средолетье, - которое считалось опасным со стороны нечистой , выпуская скот на , рисовали на каждом животном смолою , "дабы его от влияния нечистой силы". Мы далеко не исчерпали благочестивых обычаев, связанных со скотоводством, но и названных уже довольно, освятить, очистить домашних животных. к скоту как к твари Божией и своей скотоводческой деятельности (как и всякой ) на волю Божию не исключало, а, предполагало использование в уходе за животными широкого круга знаний, накопленных в практике. При этом учитывалась и экономическая разведения той или иной породы, применения или иного приема содержания скота. , которая должна о природе, чтобы успешно весь работ от до жатвы по различным культурам, одновременно заботилась и о скоте, без которого не мыслил свое . В представлениях русских было связано со скотоводством, и "первейшую пользу" от содержания скота крестьяне видели в получении навоза для . О знаниях в скотоводстве говорит уже обильность, в русском народном языке названий, относившихся к различным стадиям и биологического поведения телят и коров. Приведем из них, по В.И. Далю. До года называли - , теля, ; молодую корову, еще не телившуюся, - ; яловая - без теленка, недойная; (телая) - корова, которая должна в иться; дойная - дающая ; корова ходит межмолок (межумолок) - перед новотелом, когда не доят; переходница - не стельная корова, осталась в данном году яловою; - яловая; корова о (и ) телятах - это возраста (с прибавкою трех лет к числу телят, т.е. в данном случае корова пяти лет). - от теленок; двулеток, однотравок, бушман и пр. - теленок двух лет; , и пр. - теленок трех лет; - бычок от двух до трех лет; , - корова от двух до трех лет и пр. Приемы ухода за скотом, различавшиеся по м, породам и возрасту, имели, того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы. В формировании, например, знаменитой холмогорской породы скота сыграла разведения, содержания и ухода, учитывающая специфику природных условий. следует : первый отел в возрасте трех лет (т.е. когда животное сформировалось); учет крестьянами значения "запуска" - отдыха коров от доения перед последней лактацией; "бычий" - в отдельное стадо быков-производителей; отбора телят для племенного разведения - по нескольким показателям; выкармливание телят "выпойкой", т.е. отниманием от матери и обильным продолжительным кормлением молоком. скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его "запариванием" (иногда делалось специальное в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого скоту - "паревня") и с подкормкой. Зимнее стойловое крупного рогатого скота в хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сопровождалось регулярным внимательным досмотром. Способы зимнего содержания скота отличались у русских крестьян большим многообразием - в зависимости от географических условий и задач конкретного вида скотоводства. В губ. двор покрывали на зиму соломенной крышей. Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшаниках) или брали в жилую избу. Во Владимирской губ., как и в Тверской, в скот содержался "в огороженных заборами и плетнями, покрытых соломою дворах". При этом годовалых телят, овец, свиней помещали отдельно - в утепленных омшаниках. Коров для обогрева и на время забирали в избу. На Рязанщине, как сообщал во 2-й пол. XVIII в., "каждый содержит скот зимою под навесами. Где есть лесные места, то сии навесы огорожены бывают забором, а в безлесных - плетнем и от ветру и снегу скважины затыкают и соломою". Для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло стрижку овец в году - и . Это давало лучшего качества. Разнообразные свидетельствуют, что для не схожих в природном отношении районов и для различных по степени обеспеченности групп русского крестьянства общими были тщательность ухода за скотом и многие, иногда неожиданные воздействия, к сложным условиям. М.М.

Скотоводство

отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением дома ш него скот а. Для русского кр есть янина было характерно бережное отношение к естественному миру, умелое его использование с учет ом местных особенно стей и задач воспроизводства истраченного. Духовной основой развития скотоводства являлось глубоко укоренившееся в народе понятие, что всякое животное есть творение Божие и в этом своем качестве заслуживает доброго отношения. Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке - главной скотине каждого крестьянского двор а. В жизни основной массы русских заметно проявлялось желание приобщить в той или иной форме домашних животных к святыням, освятить их и, таким образом, очистить и защитить от вражьих нападок. Повсеместно было принято освящать лошадей хотя бы один раз в году. Приурочивалось это событие, согласно местной традиции, к разным праздник ам: на первый Спас (1 августа: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице); на день свв. Флора и Лавра (18 августа), считавшихся покрови теля ми лошадей; в первое воскресенье после дня первоверховных апп. Петра и Павла и к некоторым другим дням. В Зарайском у. Рязанской губ. "первого августа, в праздник Происхождения древа св. Креста, известного в народе под именем первого Спаса, или Спаса Мокрого, бывает крестный ход на воду. К ручью или реке, куда совершается этот ход и где освящается вода, сводят и пригоняют на ближний луг лошадей со всего прихода. Дело это обыкновенно поручается мальчишкам, которые, как и везде, - великие любители верховой езды. Они обыкновенно гонят и сами скачут во весь конский дух, и потому съезд этот сопровождается великим шумом и криком. Но когда из церкви при колокольном звоне с хоругвями и иконами двинется крестный ход, тогда все при ходит в порядок и водворяется тишина: лошадей сидящие на них верхами мальчишки- коноводы становят в две или три линии, оставляя между ними довольно широкий проход. По окончании молебна и освящения воды священник идет в сопровождении причетника с водосвятной чашей, или кандеей, и, проходя по рядам лошадей, кропит их св. водою; кропит и лошадей, запряженных в телеги приехавших к обедне прихожан, кропит лошадей, запряженных в экипажи приехавших господ. Потом образа и хоругви возвращаются в церковь, молившиеся расходятся и разъезжаются, а лошадей с прежним шумом и криком и непременно вскачь мальчишки разгоняют по домам. В иных места х, где есть порядочная река, священник не кропит лошадей водою, а просто их перегоняют вплавь, через освященные воды реки". В др. районах освящение коней происходило не у водоемов, а прямо у церкви. В Вельском у. Вологодской губ., например, в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками; иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних (ближних) приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники обряда "чуть не бегом" бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из церковной ограды и устремлялись на буево - большую площадь не далеко от церкви. Там начиналось своеобразное катанье - состязанье в верховой езде. В Бирючинском у. Воронежской губ. на свв. Флора и Лавра священник служил молебен и окроплял лошадей св. водой. В отличие от предыдущих вариантов, здесь в этот день "не только работать, но и ездить на лошадях считают за грех". Всю домашнюю живность вместе - от лошадей и коров до птицы - принято было кропить крещенской водой на Богоявление. Это делал каждый хозяин отдельно, на своем дворе, сразу после возвращения от ранней обедни. Освящение стада общины в целом приурочивалось ко дню св. Георгия - 23 апреля, в связи с первым выгоном на выпас. (Выгонять на луг первый раз стадо нельзя было без решения сходки.) При этом выгоняли скотину ветками вербы, освященными на Вербное воскресенье. Последний сноп ярового овса сохраняли в доме на почетном месте, под иконами: ставили в перед ний угол полавошника. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы хозяин или хозяйка раздавали этот сноп всему скоту. В жаркое время июня - средолетье, межень, - которое считалось опасным со стороны нечистой силы, выпуская скот на пастбище, рисовали на каждом животном смолою кресты, "дабы избавить его от влияния нечистой силы". Мы далеко не исчерпали перечень благочестивых обычаев, связанных со скотоводством, но и названных уже довольно, чтобы представить себе стремление освятить, очистить домашних животных. Отношение к скоту как к твари Божией и предание своей скотоводческой деятельности (как и всякой другой) на волю Божию не исключало, а, напротив, предполагало использование в уходе за животными широкого круга знаний, накопленных в практике. При этом учитывалась и экономическая выгода разведения той или иной породы, применения того или иного приема содержания скота. Крестьянская семья, которая много должна была знать о природе, чтобы успешно провести весь цикл работ от сева до жатвы по различным культурам, одновременно заботилась и о скоте, без которого русский хлебопашец не мыслил свое хозяйство. В представлениях русских земледелие было тесно связано со скотоводством, и "первейшую пользу" от содержания скота крестьяне видели в получении навоза для удобрения полей. О знаниях в скотоводстве говорит уже обильность, многообразие в русском народном языке названий, относившихся к различным стадиям роста и биологического поведения телят и коров. Приведем лишь некоторые из них, по В.И. Далю. До года называли - теленок, телок, бычок, теля, телка, телушка; молодую корову, еще не телившуюся, - яловка; яловая корова - без теленка, недойная; стельная (телая) - корова, которая должна в срок отел иться; дойная - дающая молоко; корова ходит межмолок (межумолок) - перед новотелом, когда не доят; переходница - не стельная корова, осталась в данном году яловою; нетель - всегда яловая; корова о двух (и более) телятах - это определение возраста (с прибавкою трех лет к числу телят, т.е. в данном случае корова пяти лет). Отъемыш - отсаженный от матери теленок; двулеток, однотравок, бушман и пр. - теленок двух лет; трехлеток, гунак и пр. - теленок трех лет; телец - молодой бычок от двух до трех лет; телица, юница - молодая корова от двух до трех лет и пр. Приемы ухода за скотом, различавшиеся по вида м, породам и возрасту, имели, кроме того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы. В формировании, например, знаменитой холмогорской породы скота сыграла роль техника разведения, содержания и ухода, учитывающая специфику природных условий. Здесь следует отметить: первый отел в возрасте около трех лет (т.е. когда животное вполне сформировалось); учет крестьянами значения "запуска" - отдыха коров от доения перед последней лактацией; особый "бычий" промысел - выделение в отдельное стадо быков-производителей; тщательность отбора телят для племенного разведения - по нескольким показателям; выкармливание телят "выпойкой", т.е. отниманием от матери и обильным продолжительным кормлением молоком. Взрослый скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его "запариванием" (иногда делалось даже специальное помещение в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого корма скоту - "паревня") и с солевой подкормкой. Зимнее стойловое содержание крупного рогатого скота в теплых хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сопровождалось регулярным внимательным досмотром. Способы зимнего содержания скота отличались у русских крестьян большим многообразием - в зависимости от географических условий и задач конкретного вида скотоводства. В Тверской губ. скотный двор покрывали на зиму соломенной крышей. Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшаниках) или брали в жилую избу. Во Владимирской губ., как и в Тверской, в стужу скот содержался "в огороженных заборами и плетнями, покрытых соломою дворах". При этом годовалых телят, овец, свиней помещали отдельно - в утепленных омшаниках. Коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. На Рязанщине, как сообщал наблюдатель во 2-й пол. XVIII в., "каждый крестьянин содержит скот зимою под навесами. Где есть лесные места, то сии навесы огорожены бывают забором, а в безлесных - плетнем и от ветру и снегу скважины затыкают мохом и соломою". Для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло проводить стрижку овец дважды в году - осенью и весной. Это давало шерсть лучшего качества. Разнообразные источники свидетельствуют, что для очень не схожих в природном отношении районов и для различных по степени обеспеченности групп русского крестьянства общими были тщательность ухода за скотом и умение учесть многие, иногда совсем неожиданные воздействия, приспособиться к сложным условиям. М.М. Громыко

Растениеводству и животноводству. О том, чем занимаются эти отрасли, на какие виды подразделяются, рассказывает наша статья.

Историческая справка

Возникновение животноводства уходит в глубокую древность, когда человек, живя рядом с дикими животными, решил приручить их с целью использования в домашнем хозяйстве. Благодаря упорному труду на протяжении длительного времени людям удалось изменить природу отдельных видов, живущих в дикой природе. После одомашнивания их продуктивность повысилась во много раз. Животные стали для человека:

  • Источником пищи: они давали мясо, молоко, яйца.
  • От них получали сырье (шкуры), из которого шили одежду, строили хижины.
  • Животных использовали для передвижения, как рабочую силу и для охраны имущества (например, собак).

Для одомашнивания были пригодными такие животные, как коровы, свиньи, овцы, козы, олени, верблюды и некоторые другие. Ученым удалось установить, что большинство видов этих животных пересекались на территории Ближнего Востока. Для обитавших здесь народов это послужило большим преимуществом в развитии, в результате чего возникли первые цивилизации.

Что такое животноводство?

Существуют различные отрасли промышленности: химическая, деревообрабатывающая, машиностроительная, пищевая, легкая. Животноводство - это отрасль, которая относится к Ее основной задачей является разведение и содержание животных с целью производства и реализации продуктов, которые получают от них.

Значение животноводства

Жизнь человека невозможно представить без сельскохозяйственных продуктов. Животноводство - это основной элемент в агропромышленном комплексе. Эта отрасль является одной из главных. Благодаря ей население обеспечивается мясом и салом, молоком и яйцами, а легкая промышленность - кожей, шерстью, щетиной и многим другим. Кроме этого, животноводство - это поставщик живой тягловой силы. Отрасль занимается разведением лошадей, верблюдов, волов, оленей, мулов, ослов. Животноводство имеет огромное значение, являясь поставщиком органического удобрения.

Продукты и отходы отрасли используются для получения кормов: мясной и костной муки, обрата и много другого. Они идут на изготовление гормональных препаратов, лечебных сывороток и других лекарств. Итак, проявление основ животноводства осуществляется через элементы агропромышленного комплекса, взаимосвязанные между собой.

В экономически развитых странах животноводство является ведущей отраслью хозяйства не случайно, ведь продукты этого направления составляют 60 % рациона.

Анализ в животноводстве

Для правильного ведения хозяйства и получения прибыли большое значение имеет анализ, который проводят по разным показателям. На примере коров он выглядит так:

  • Определяют количество поголовья скота и структуру стада. Учитывается, какого вида животные содержатся, сколько их по количеству, в том числе молодняка.
  • Выясняют объем полученной за учетный период продукции. Определяется, какого вида продукция, сколько получено (в тоннах) молока и мяса, каков приплод телят.
  • Уточняют Анализируют показатели годового надоя молока в расчете на одну буренку, количество телят от 100 коров и среднесуточный (имеется в виду мясо) привес в граммах.

Виды животноводства

Данная отрасль в очень обширная. Животноводство - это такое направление, которое занимается разведением крупного и мелкого рогатого скота и свиней, лошадей и верблюдов, овец и коз, мулов и ослов, кроликов и собак, птиц и рыб, пчел, пушных зверьков и многих других. Направление отрасли зависит от местности, к условиям которой адаптированы те или иные виды животных. Например, в северных регионах не разводят лам и верблюдов, а в южных - песцов и норок. Однако есть животные, которых можно встретить в агропромышленном комплексе почти каждой страны. Это куры, коровы, свиньи, кролики, лошади и другие.

Скотоводство

В настоящее время это направление является главной отраслью животноводства. Основная задача - разводить крупный и Животных разделяют на мясных и молочных. От развития скотоводства зависит уровень обеспечения потребителей молоком и мясом. Показатели данной отрасли влияют на работу предприятий легкой промышленности, которые выпускают одежду из шерсти и предметы бытовой принадлежности.

Свиноводство

Данное направление отрасли поставляет населению такие продукты животноводства,как мясо, сало. В России оно развито в районах Центрального Черноземья, на Кавказе, в Приволжье. Здесь выращиваются мясные, сальные, беконные, ветчинные свиньи.

Коневодство

Данная отрасль занимается племенным разведением животных данного вида. Кроме этого, лошади в народном хозяйстве имеют продуктивное и спортивное значение. Коневодство получило развитие на Северном Кавказе и Алтае, юге Сибири и Урала, в Якутии и Бурятии.

Овцеводство

Это направление занимается разведением овец и коз. Животные обеспечивают человека мясом, молоком, шерстью, пухом. Их кожа идет на производство хрома, лайки, шевро. От овец каракульской породы получают ценный мех - каракуль. Молоко идет на приготовление брынзы и других сортов сыра.

Птицеводство

Это направление отрасли является распространенным в любой стране. Оно обеспечивает потребителей мясом, яйцом, пером, пухом. Так как основной пищей птицы является зерно, разводят ее в районах, где оно растет: на Северном Кавказе, в Поволжье, Черноземье. Птицеводство также развито в густо заселенных регионах (Северо-Западном, Центральном), расположенных рядом с большими городами.

Пчеловодство

Не менее востребованное направление в сельском хозяйстве - разведение пчел. Благодаря его развитию население обеспечивается медом, маточным молочком, воском. Сферы использования данной продукции очень разнообразные, но основными является пищевая и фармацевтическая промышленности.

Звероводство

Отрасль занимается разведением таких пушных животных, как нутрии, песцы, норки и другие. Основной продукцией являются шкурки, из которых шьют шапки, верхнюю одежду, аксессуары и многое другое.

Растениеводство

Его основой является зерновое хозяйство, которое в мире занимает половину всех площадей. Зерно, как и картофель, составляет основу рациона человека. Оно является сырьевой базой для такой отрасли, как пищевая промышленность. Зерно использует крупяное, мукомольное, комбикормовое спиртовое. Самыми важными зерновыми культурами в мире являются пшеница, кукуруза и рис.

Пшеницу выращивают в 70 странах мира, но большую часть - в Канаде, Америке, Австралии, России, Украине и Казахстане. Эти государства являются основными житницами мира.

Появлению риса на наших столах мы обязаны Китаю и Индии, откуда культура широко распространилась в другие регионы. В настоящее время рис выращивают в 100 странах мира, однако 9/10 всего сбора зерновой культуры приходится на такие азиатские страны, как Китай, Япония, Индия, Филиппины, Индонезия.

Страной, откуда произошла кукуруза, является Мексика, откуда она быстро распространилась по миру. Кукурузу используют как кормовую культуру, и как продовольственную. Ведущая страна по возделыванию кукурузы - США. Кроме зерновых человек использует в разных целях такие культуры, как овощные (картофель), сахароносные (сахарный тростник), масличные (подсолнечник), плодовые.

Виды растениеводства

Растениеводство разделяется на следующие виды:

  • Зерновые. Эти культуры для человека и животных являются основными в рационе.
  • Являются сырьем для производства растительного масла.
  • Картофелеводство. К этому направлению относятся все клубнеплоды.
  • Виноградарство. Задачей данного направление является выращивание винограда для производства вина. С этой целью селекционеры выводят много новых сортов, которые отличаются высоким качеством.
  • Садоводство. Это направление многогранное. Выращивают и плодовые деревья разных видов, и ягодные кустарники.
  • Бахчеводство. К культурам данной отрасли относятся дыни и арбузы.
  • Цветоводство. Цветы выращивают не только для удовольствия, но и для получения прибыли. Чтобы бизнес приносил прибыль круглый год, строят теплицы, где цветы растут и зимой.
  • Хлопководство. Без продукции данной отрасли не будет работать ткацкое производство. Хлопок растет не везде. Его плантации расположены в Узбекистане.

Растениеводство - очень важная отрасль для народного хозяйства, так как она обеспечивает людей и животных не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления одежды, лекарств, косметических средств.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

скотоводство

скотоводства, мн. нет, ср. Разведение скота как отрасль хозяйства. Степное скотоводство.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

скотоводство

А, ср. Разведение крупного рогатого скота как отрасль животноводства.

прил. скотоводческий, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

скотоводство

ср. Разведение скота как отрасль сельского хозяйства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

скотоводство

разведение крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожсырья (в некоторых странах скот используют как тягловую силу); отрасль животноводства.

Скотоводство

отрасль животноводства по разведению крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожсырья; в некоторых странах скот используют как тягловую силу. Из общего количества молочных продуктов, потребляемых населением земного шара, около 90% составляют продукты, приготовленные из коровьего молока. Мировое поголовье крупного рогатого скота в 1961≈65 составило 992,0 млн., в 1974 ≈ 1178,8 млн. Произведено молока 324,4 млн. т в 1961≈65, 386,9 млн. т в 1974; мяса 30 988 тыс. т в 1961≈65, 42 045 тыс. т в 1974.

Человек стал заниматься С. с доисторических времён, когда начал приручать и одомашнивать крупный рогатый скот. Первоначально скот разводили ради мяса и использования на работах; молока прирученные животные, как и их дикие сородичи, давали мало. По мере того как человек стал употреблять молоко в пищу и приобрёл навыки изготовления из него различных продуктов (масла, сыра и др.), возросло значение молочности скота. Навоз применяли как удобрение, а в степных местностях и как топливо.

В России развитие капитализма способствовало концентрации С. вокруг крупных городов и промышленных центров, а также в районах товарного маслоделия (Прибалтика, северные и центральные районы нечернозёмной полосы, Западная Сибирь и Урал), что, однако, не оказало существенного влияния на развитие отрасли в целом по стране. В большинстве районов скот оставался беспородным, мелким, позднеспелым, малопродуктивным.

Поголовье крупного рогатого скота (млн. голов): в России в 1916 ≈ 58,4, в том числе коров 28,8; в СССР во всех категориях хозяйств на 1 января 1928 ≈ 66,8, в том числе коров 33,8: в 1961 ≈ 75,8, в том числе коров 34,5: в 1974 ≈ 106,3, в том числе коров 42,2; в 1975 ≈ 109,1, в том числе коров 41,9.

В колхозах, совхозах и других государственных хозяйствах в 1941 находилось 43% общего поголовья скота, в том числе коров 25%, к 1975 оно возросло до 77,5% (общего поголовья), в том числе коров до 66,1%.

Планомерная работа по качественному улучшению скота началась с первых лет Советской власти. 19 июля 1918 Совнарком издал декрет о племенном животноводстве, положивший начало плановым мероприятиям по улучшению С., организации племзаводов и племрассадников. Большую роль в повышении молочной продуктивности коров сыграла система молочной кооперации ≈ создание в разных районах контрольных товариществ. Изучение племенных ресурсов позволило разработать научно обоснованный план качественного улучшения местного малопродуктивного скота скрещиванием его с производителями высокопродуктивных пород. Были определены основные мероприятия организации племенного дела. В СССР разводят около 50 пород и породных групп крупного рогатого скота, из которых наибольшее распространение получили: симментальская, красная степная, черно-пёстрая, швицкая, холмогорская, бестужевская, ярославская, костромская, бурая латвийская и казахская белоголовая. Процент породного крупного рогатого скота в колхозах и совхозах с 1932 по 1974 возрос с 10% до 99% от общей его численности. В результате качественного преобразования скота, улучшения кормления и содержания значительно увеличилась его продуктивность. С 1950 по 1974 средний годовой удой на корову в колхозах и совхозах повысился с 1137 кг до 2418 кг молока; во многих племзаводах он составляет 4500≈5000 кг молока в год и более. По темпам роста валовой продукции молока и увеличению его производства на душу населения СССР опередил многие развитые капиталистические страны. производство молока в СССР в 1950 составило 35,3 млн. т, в 1974 ≈ 91,8 млн. т, говядины ≈ 2,3 и 6,4 млн. т.

В зависимости от соотношения производства молока и говядины различают направления С. ≈ молочное (Прибалтика, Белоруссия, Центральные районы Европейской части СССР), молочно-мясное (Украина, Молдавия, Центрально-чернозёмные районы, Урал, Северный Кавказ, Западная Сибирь, Дальний Восток), мясо-молочное и мясное (Средняя Азия, Восточная Сибирь, Поволжье).

Развитие С. идёт по пути интенсификации и концентрации производства. В СССР интенсификация С. (механизация и электрификация трудоёмких процессов, внедрение более эффективных способов содержания скота, ускоренное воспроизводство стада и др.) сочетается с ростом численности скота. Концентрация С. вызывает необходимость внутриотраслевой специализации: организации специализированных хозяйств и ферм по производству молока, выращиванию ремонтного молодняка, репродукции, выращиванию и откорму скота для получения мяса. Наряду со специализированными имеются хозяйства с законченным оборотом стада, в которых создаются специализированные фермы. В крупных специализированных хозяйствах и на фермах эффективнее используются машины, упрощается организация кормления и содержания животных разных производственных групп, повышается производительность труда. Создаются крупные комплексы для производства молока и говядины, а также специализированные хозяйства для интенсивного выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота с промышленной технологией производства, предусматривающей комплексную механизацию и частичную автоматизацию производственных процессов.

Научно-исследовательскую работу по С. в СССР ведут: Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, республиканские и зональные научно-исследовательские институты сельского хозяйства и животноводства, опытные станции. Как учебная дисциплина С. преподаётся в с.-х., зоотехнических, ветеринарных и зооветеринарных вузах и техникумах, готовящих кадры специалистов по С. Состояние отрасли отражают ежемесячные журналы «Животноводство» (с 1939) и «Молочное и мясное скотоводство» (с 1956). Массовыми тиражами издаются монографии, учебники и производственная литература по С.

Поголовье крупного рогатого скота, производство молока и говядины в некоторых капиталистических и социалистических странах

Крупный рогатый скот, тыс. голов

Молоко, тыс. т

Говядина, тыс. т

Австралия

Аргентина

Болгария

Бразилия

Великобритания

Нидерланды

Новая Зеландия

Чехословакия

Югославия

* В среднем за год.

С. за рубежом. Молочное С. наиболее развито в странах Западной Европы, США и Канаде; специализированное мясное С. ≈ в США, Канаде, странах Южной Америки, ряде стран Западной Европы (Великобритания, Франция и др.), Австралии и Новой Зеландии. Поголовье крупного рогатого скота и производство продуктов С. см. в табл. производство молока на душу населения (в кг, в 1974): в Новой Зеландии ≈ 1872, Дании ≈ 949, Нидерландах ≈ 731, Франции ≈ 563, Швейцарии ≈ 505, Польше ≈ 502, ГДР ≈ 459, ФРГ ≈ 346, Канаде ≈ 347, США ≈ 247. Производство говядины на душу населения (в кг, в 1974): в Аргентине ≈ 87,5, Уругвае ≈ 116,5, Австралии ≈ 112, США ≈ 50, Канаде ≈ 41, Франции ≈ 37,1, ЧССР ≈ 28,2, ФРГ ≈ 20. Во всех странах с развитым животноводством происходит специализация С. Например, на С.-В. США, где сконцентрированы крупные города, наиболее развито молочное С., в районах Великих равнин (мясной пояс) в основном сосредоточено мясное С., в западных и юго-западных штатах в больших количествах проводят откорм скота. Характерной особенностью С. во многих странах является его интенсификация, о чём свидетельствует повышение продуктивности скота. Средний удой на корову за год составил (кг): в США в 1961≈65 ≈ 3519, в 1974 ≈ 4666: в Нидерландах ≈ 4183 и 4500; в Швеции ≈ 3376 и 4105: в Дании ≈ 3739 и 4042; в ГДР ≈ 2662 и 3660; в Чехословакии ≈ 1900 и 2619; в Польше ≈ 2144 и 2500.

В некоторых странах (США, Дания, Швеция, Великобритания и др.) интенсификация молочного С. сопровождается сокращением численности коров и концентрацией производства молока в крупных хозяйствах за счёт ликвидации мелких ферм. Концентрация происходит и в мясном С. В 1974 на одну голову крупного рогатого скота произведено говядины (кг): в США ≈ 83, ЧССР ≈ 90,4, ФРГ ≈ 86,9, Канаде ≈ 69,1, Швеции ≈ 78, Франции ≈ 85,3, Аргентине ≈ 38,8, Уругвае ≈ 32,7, Мексике ≈ 20,2. В США, Канаде, Аргентине и Уругвае основное количество говядины получают от скота мясных пород, в европейских странах ≈ от скота молочных и молочно-мясных пород. В связи с этим в селекции молочных пород большое внимание уделяют повышению их мясной продуктивности, а также проводят промышленное скрещивание с мясными породами.

Лит.: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т. 1≈2, М., 1961; Руководство по разведению животных, [пер. с нем.], т. 3, кн.1, М., 1965; Дудин С. Я., Мясное скотоводство, А.-А., 1967; Тулупников А. И., Технический прогресс и экономика животноводства США, М., 1969; Скотоводство, род ред. Е. А. Арзуманяна, М., 1970; Бегучев А. П., Формирование молочной Продуктивности крупного рогатого скота, М., 1969; Эрнст Л. К., Уланов Б. П., Технология производства молока на фермах промышленного типа, М., 1973.

А. П. Бегучев.

Википедия

Скотоводство

Скотово́дство - доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока , говядины, кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы.

В зависимости от основной направленности деятельности скотоводческие хозяйства разделяются на молочные, мясомолочные и мясные. В зависимости от типа хозяйствования различают кочевое скотоводство, полукочевое (или отгонное) и стойловое, преобладающее в наше время.

Скотоводство практикуется во всём мире и играет важную роль в экономике многих стран. В настоящее время по поголовью крупного рогатого скота лидируют Индия, Бразилия, США, Китай и Аргентина, а по производству молока - Индия, США, Китай, Германия и Бразилия.

Основные районы разведения молочных и молочно-мясных пород в России - лесная и лесостепная зоны. Кроме того, эти отрасли развиваются в пригородных районах, расположенных вблизи потребителей. Скотоводство мясного и мясо-молочного направления развито и на засушливых пастбищах степной зоны и полупустынь.

Примеры употребления слова скотоводство в литературе.

В земледелии и скотоводстве проявилась прежде всего направленная разумом культурная биогеохимическая энергия, создавшая для человека новые условия его местопребывания в биосфере.

Будучи в северном своем отечестве соседями народов Германских, Скифских и Сарматских, богатых скотоводством , Венеды, или Славяне, долженствовали издревле ведать сие важное изобретение человеческого хозяйства, едва ли не везде предупредившее науку земледелия.

Галла - типичные африканцы, кормятся земледелием и скотоводством , они прочно приросли к суше, им в голову не приходило связать лодку или плот, чтобы выйти на озеро.

Вернее сказать, древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел.

Поэтому он знал, что западные буряты занимаются сельским хозяйством, а восточные - скотоводством и ведут кочевой образ жизни.

А это толкало людей, во-первых, к расселению, а во-вторых, к производящему хозяйству, что привело к возникновению земледелия, а затем и скотоводства , и на путь изобретения и широкого применения новых, высокопроизводительных технических средств, в том числе механических, что привело к зарождению и совершению аграрно-технической революции.

Земледелие и скотоводство впервые возникли на склонах гор Загроса и в других горных областях Ирана, Турции и Палестины.

В поздней Античности куреты считались наставниками людей в полезных занятиях -- пчеловодстве, скотоводстве , домостроительстве -- и составляли свиту Афины.

Такое же значение имеет сахарная промышленность для свекловичного хозяйства, суконная -- для овцеводства, льноткацкая - для льноводства, консервная - для огородничества, скотоводства , рыболовства и, наконец, вся промышленность в целом для сельского хозяйства в целом, как поставщика не только сырья, но и предметов питания для промышленных рабочих и служащих.

Европы - мезолита, неолита и энеолита, и пока самый древний памятник скотоводства на территории нашей страны.

Следовательно, условия для развития мотыжного земледелия и оседлого скотоводства были сходными для всей полосы степей вплоть до Хингана.

Эта культура была основана на примитивном мотыжном земледелии и оседлом скотоводстве .

Алтая расцвели культуры, основанные на мотыжном земледелии и пастушеском скотоводстве .

Более того, они стали теперь получать благодаря пашенному земледелию и скотоводству и такие продукты которые ранее не получали совсем: молоко, масло и другие молочные продукты.