Типы речи в русском языке. Разбор и решение задания A29 в ЕГЭ по русскому языку

Типы речи

Повествование

Основные типы речи - повествование, описание, рассуждение.

Вповествовании обычно говорится о действиях и событиях, которые происходят последовательно.

ЧТО ПРОИСХОДИТ с человеком, предметом?

В тексте-повествовании преобладают глаголы , часто используются обстоятельства времени, выраженные словами сначала, потом, затем, вдруг, вскоре, наконец, после этого и др.

Текст-повествование можно показать с помощью нескольких фотографий (в зависимости от рассказанных событий).

Построение текста-повествования

1) Что было в начале действия, события - завязка .

3) Самый напряженный момент в развитии событий - кульминация .

4) Как закончились события - развязка .

Пример

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Б. Житков

Описание

Текст-описание — это текст, который описывает признаки чего-либо. Эти признаки проявляются в один и тот же момент времени, т.е. являются одновременными.

Текст-описание мы часто встречаем в художественной литературе. Для того, чтобы ярко, наглядно, образно изобразить нечто, писатели используют выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения . Их называют тропами .

Повествование отвечает на вопрос КАКОВ человек, предмет?

В тексте-описании преобладают прилагательные и причастия. Описание можно показать с помощью одной фотографии.

Построение текста-описания

1) Общее впечатление (общий признак).

2) Отдельные признаки предмета, человека, явления. Описание деталей, частей предмета

3) Описание наиболее интересных частей деталей предмета . При описании человека возможна прямая его характеристика, описание черт его характера.

4) Возможен вывод .

Пример:

Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства. А. Куприн

Рассуждение

Текст-рассуждение — это текст, который что-то доказывает, объясняет. В нём обычно говорится о причинах событий, о взаимосвязи событий .

Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ произошло то или иное событие?

В тексте-рассужден ии преобладают наречия. Рассуждение нельзя показать с помощью фотографии. В рассуждении часто используются слова и обороты речи:

Я считаю, что...

Основная мысль текста - ...

Во-первых, во вторых, в-третьих.... следовательно....

Например, ...

По мнению, ...

Итак, ...

Таким образом, ...

Построение текста-рассуждения

Тезис - то, что нужно доказать (что я думаю).

Доказательства, аргумент (почему я так думаю).

Пример , который подтверждает доказательства: из собственной жизни, эпизод из прочитанной книги, мнение известного человека.

Вывод из всего сказанного.

Пример

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой

В повествовательный текст могут быть включены элементы описания (пейзажа, интерьера, внешнего вида животного, характера человека) и элементы рассуждения .

Описания делают картину зримой, а рассуждения дают объяснения каким-либо фактам, объясняют их причину.

Пример

На берегу моря

Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей.

Типы речи в русском языке

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности. описание. Характеризует статичные картины, передает их детали. рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли. Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип. Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле. 1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения: Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл. Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.

Речь: виды и формы речи

Человеческий язык существует в виде отдельных языков - русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык? Конечно же, не в виде составленных учеными словарей и грамматик. Ведь словари и грамматики составлены далеко не для всех языков. Там же, где они составлены, даже лучшие из них дают, очевидно, лишь более или менее приближенное и далеко не полное отражение того, что существует в языке объективно, т. е. независимо от описывающих его ученых. Можно сказать, что язык существует в сознании его носителей. Но и такой ответ не может удовлетворить нас. Подумаем, как возникает язык в сознании каждого отдельного человека. Мы уже говорили, что он не является «врожденным», переданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Различают две формы речи:

устная речь;

письменная речь.

Видами речи являются:

    говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

    слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

    письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

    чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический , толково-этимологический, словарик трудностей русского языка .)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

V . Подведение итогов урока

Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».

Тема: Типы текстов

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описатель­ный тексты и текст-рассуждение.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

IV . Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

весёлой пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой...

И. Бунин

(Самопроверка, самооценка.)

Можно ли сказать, что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

- Какому времени года посвящено стихотворение? (Осени.)

- Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)

V .

Послушайте три текста.

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки си­рени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклее­ны на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отноше­ния: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик - обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

Определите тему текстов. (В них рассказывается о растении волчьем лыке.)

- Назовите главную мысль каждого текста.

Попробуйте определить тип каждого текста.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тип текста, составлять тексты разных типов.)

VI . Работа по теме урока Работа по учебнику

Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 11.

Упр. 9 (с. 11).

- Прочитайте тексты.

Определите тип первого текста. (Это текст-описание.)

- Докажите своё мнение. (В описательном тексте описыва­ется внешний вид персонажа или предмета.)

- Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пёс.)

- Прочитайте, на какие детали во внешнем облике обращает внимание автор.

Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой Соболько?)

Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст.)

- Как вы это определили? (В повествовательном тексте пове­ствуется о чём-либо, здесь рассказывается, что происходило с Лебедем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что про­изошло?)

- К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение.)

- Объясните своё мнение. (В тексте-рассуждении даётся объ­яснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)

- Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка по учебнику.)

(Учитель обращает внимание учащихся на условное обозначе­ние над первым предложением второго текста. Дети вспоминают план разбора предложения по членам (памятка 6, с. 149). Один ученик выполняет разбор предложения на доске, остальные - в тетрадях.)

VII . Физкультминутка

VIII . Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 12). (Работа в парах.)

Прочитайте тексты.

Определите тему текстов. (В текстах говорится о ландыше.)

- Какова главная мысль каждого текста?

Какой текст носит описательный характер? (Второй.)

- Нарисуйте словесную картину к этому тексту.

Какой заголовок можно к нему подобрать?

Какие выразительные средства использует поэт? (Олице­творение, эпитеты, сравнения.)

- Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-по­пулярных изданиях? (Первый и третий.)

- Прочитайте, какие предложения, словосочетания можно встретить в научных текстах. (Травянистое растение, ла­тинское название и т. д.)

Упр. 11 (с. 12).

- Прочитайте варианты тем сочинения.

При раскрытии каких тем вы будете использовать вырази­тельные средства? Почему?

Какие темы сочинений предполагают использование пове­ствовательных текстов?

Назовите темы, которые предполагают ответ на вопрос почему?

К какому типу будут относиться такие сочинения? (Это тексты-рассуждения.)

(Выбор темы, обсуждение содержания сочинения, жанра, типа речи.)

IX . Рефлексия

(Учитель читает тексты, учащиеся определяют их тип и запи­сывают в тетрадях.)

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.

И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку - и меня

по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

X . Подведение итогов урока

Какие типы текстов вы знаете?

На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?

Как будет отличаться речь в разных типах текстов?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 12) - написать сочинение на выбранную тему.

Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

III . Актуализация знаний

Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

- Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Расскажите соответствующее правило.

Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV . Самоопределение к деятельности

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия. Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)

Сообщение и его признаки. Редактирование сообщения

Описание, его виды и признаки. Редактирование описания

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Информационное описание и его признаки. Обработка информационных описаний

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» - предметов, последний - с миром понятий, суждений.

Описание - это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак1 + признак2 + признак3...

Цель описания - создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление - значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи - статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

«NipponTelegrafandTelephonCorp (NTT) представила прототип наручного телефона, разработанного компанией. Это самый маленький в мире телефон его вес составляет всего 45 г. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий-ионной батарее. Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию. Новая игрушка набирает номер абонента с голоса.

В приведенном примере описание нового телефонного аппарата представлено в статике, здесь присутствует типичная для описания характеристика предмета (в данном случае телефона) и его свойств. Глаголы в описании - несовершенного вида - также дают статическую картину (телефон имеет антенну, работает на батарее, микросхемы экономят. энергию),

Итак, описание -- это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могут обозначать его временные или постоянные свойства, качества и состояния. Например, описание места действия в судебной речи или описание объекта в политической речи. Реже встречается описание второго вида; так, какой-либо опыт в научной речи обычно предстает в развитии, динамике.

Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть, к примеру, образными. Оратор, стремясь сообщить слушателям необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздавая определенную картину, что сближает речь с описанием в художественной литературе. В описании, как правило, употребляются формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Для судебной речи наиболее типично использование прошедшего времени, для академической -- настоящего. В последней перечисляются постоянные признаки объектов, что и выражается с помощью глаголов настоящего времени. Например, И. П. Павлов так описывает в своем докладе происшедшие действия: “И вы, знакомые несколько с условными рефлексами, знаете, конечно, что мы имеем в конце концов в своих руках, с одной стороны, внешние раздражители, производящие в центральной нервной системе раздражительный процесс, а с другой стороны, мы имеем в своих руках раздражители, которые в больших полушариях производят тормозной процесс. Описания более или менее однородны по своей синтаксической структуре. Как видно из предыдущих примеров, она обычно представляет собой перечисление опорных слов или слов, обозначающих признаки Описываемого объекта, в прямом или переносном значении, что обусловливает перечислительную интонацию, в результате чего создается целостный образ объекта.

Рассуждение (или размышление) -- это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Он связан с передачей содержательно-концептуальной информации. Примером может служить фрагмент из речи о морской обороне, произнесенной П. А. Столыпиным в Государственной думе 24 мая 1908 года: «Господа! Область правительственной власти есть область действий. Когда полководец на поле сражения видит, что бой проигран, он должен сосредоточиться на том, чтобы собрать свои расстроенные силы, объединить их в одно целое. Точно так же и правительство после катастрофы находится несколько в ином положении, чем общество и общественное представительство...>. Оно (правительство. -- Я. К.) должно объединить свои силы и стараться восстановить разрушение. Для этого, конечно, нужен план, нужна объединенная деятельность всех государственных органов. На этот путь и встало настоящее правительство с первых дней, когда была вручена ему власть».

В «Логическом словаре» Н. И. Кондакова (М., 1971. С. 449) дается следующее определение: «Рассуждение -- цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждения позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается. Приведем пример из речи Г. А. Александрова по делу Засулич: «Вступиться за идею нравственной чести и достоинства политического осужденного, провозгласить эту идею достаточно громко и призвать к ее признанию и уверению, -- вот те побуждения, которые руководили Засулич, и мысль о преступлении, которое было бы поставлено в связь с наказанием Боголюбова, казалось, может дать удовлетворение всем этим побуждениям. Засулич решила искать суда над ее собственным преступлением, чтобы поднять и вызвать обсуждение забытого случая о наказании Боголюбова.

Когда я совершу преступление, думала Засулич, тогда замолкнувший вопрос о наказании Боголюбова восстанет; мое преступление вызовет гласный процесс, и Россия в лице своих представителей будет поставлена в необходимость произнести приговор не обо мне одной, а произнести его, по важности случая, в виду Европы, той Европы, которая до сих пор любит называть нас варварским государством, в котором атрибутом правительства служит кнут.

Повествование -- это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку -- и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

Таблица типов текста:

Цель создания текста

Типичные грамматические средства оформления

Тип текста: Описание

  • 1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
  • 2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
  • 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
  • 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
  • 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
  • 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
  • 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
  • 5) Текст легко свёртывается.
  • а) с прямым порядком слов;
  • б) составным именным сказуемым;
  • в) с глагольными формами одновременного действия;
  • г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
  • д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.

  • 1) Соблюдается логическая последовательность.
  • 2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
  • 3) Композиция хронологизирована.

Простые и сложные предложения:

  • а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
  • б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
  • в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

  • 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
  • 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
  • 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
  • 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Простые широко распространённые и сложные предложения:

  • а) с причастными и деепричастными оборотами;
  • б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
  • в) с глаголами разных видовых форм.

1. Буквы Г или К. Отметьте слова, в которых пишется Г.

2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.

1. острые когти

1. потчевать гостей

2. отнюдь не шутка

3. мощный прессинг

3. кирпичная кладка

4. кожа поражена экземой

4. отдежурить ночь

5. оплата векселями

5. представительный орган власти

3. Буквы З или С. Отметьте

слова, в которых пишется З.

4. Буквы К или СК. Отметьте

слова, в которых пишется К.

  • 1. сбивчивый ответ
  • 2. обратитесь в здравотдел
  • 3. полонез Шопена
  • 4. бесплатная доставка
  • 5. школьная дискотека
  • 1. карьеристские стремления
  • 2. слизкая поверхность
  • 3. эскимосские песни
  • 4. казацкие поселения
  • 5. хлесткость выражений

5. Буквы А или О. Отметьте

слова, в которых пишется А.

6. Буквы А или О. Отметьте

слова, в которых пишется А.

1. сильное раздражение

1. сызмальства испытал нужду

2. не будь выскочкой

2. прорыв фронта

3. точка касания

3. предварительные результаты

4. наклонясь над чертежом

4. ностальгические нотки

5. всем сестрам поровну

5. рейс отменен по метеоусловиям

7. Буквы Е или И. Отметьте

слова, в которых пишется И.

8. Буквы Е или И. Отметьте

слова, в которых пишется И.

1. запивать таблетки

1. не видел ни разу

2. слушался беспрекословно

2. обесточили проводку

3. тюлевая занавеска

3. успеть во что бы то ни стало

4. расстелю покрывало

4. Вынесете вещи!

5. великий прорицатель

5. Чего он только ни_ делал

9. Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова, в которых пишется У(Ю).

10. Буквы Е или А(Я). Отметьте слова, в которых пишется Е.

1. рокочущий гул орудий

1. третье тысячелетие

2. порочащий репутацию

2. начал дряхлеть

3. залают на всю деревню

3. яблоневый сад

4. колышутся занавески

4. портрет перевешен в зал

5. заронят сомнения

5. завершено свеклосеяние

11. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы.

12. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О.

1. информационная программа

1. кружевной воротничок

2. куцый хвост

2. щёлкнул по лбу

3. взимание налогов

3. ананасовый йогурт

4. нерадиофицированный район

4. приглушённая лекарством боль

5. не подыгрывая никому

5. дом стоит торцом

13. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

14. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

1. известный афоризм

1. известный поэт-песенник

2. фантастический триллер

2. мудреная задача

3. период акклиматизации

3. преимущественное право

4. стекла дребезжат

4. чищенные вечером сапоги

5. обезоружить террориста

5. собака хорошо выдрессирована

15. Ь или его отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется мягкий знак.

16. Ъ, Ь или их отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется твердый знак.

1. православная церьковь

1. трехэтажный дом

2. раскаяться в прегрешениях

2. вьетнамские товары

3. не жаждешь встреч

3. предъюбилейные хлопоты

4. неслись вскач

4. сузить постановку вопроса

5. обеспечьте доступ к

документам

5. из конъюнктурных соображений

17. Слитное или раздельное написание слов. Отметьте

18. Слитное или раздельное написание слов. Отметьте

слова, которые пишутся раздельно.

1. нечем восторгаться

1. наперекор традициям

2. не надо грустить

2. сначала он все отрицал

3. не такой, как все

3. прошли полдороги

4. нетающий пока снег

4. сделал наоборот

5. подчинился нехотя

5. Что бы ни ответили, не расстраивайся.

19. Слитное, раздельное или дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

20. Наличие или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется.

1. матово-белое стекло

1. пройти флюрографию

2. шутка шуткой

2. туристическое агентство

3. по-иному мыслит

3. беспрецедентный случай

4. как бы не так

4. носят паранжу

5. вода из под крана

5. подскользнулся и упал

спор повествование речевой норма

  • 21-27. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
  • 21. 1. Лежа пищи не добудешь.
  • 2. Школа стала, как новенькая.
  • 3. В наше время без телефона как без рук. [ В наше время без телефона, как без рук ]
  • 4. Мы не надеялись когда-нибудь еще встретиться, однако, встретились. [Мы не надеялись когда-нибудь еще встретиться, однако встретились.]
  • 5. Я слушал затаив дыхание и отказывался верить услышанному.
  • 22. 1. Люблю тебя Петра творенье! [Люблю тебя, Петра творенье]
  • 2. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. [К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.]
  • 3. Отец был высокий, смуглый, с квадратным лицом.
  • 4. В деревне все, и стар и млад, зовут ее Маняшей, хотя ей за семьдесят.
  • 5. Несмотря на гул турбин Завьялову казалось, что они летят в тишине.
  • 23. 1. Груши в саду были старые дуплистые, зато хороших сортов.
  • 2. Мы знаем Д.И.Менделеева как создателя периодической системы элементов. [Мы знаем Д.И.Менделеева, как создателя периодической системы элементов]
  • 3. Она считает, что ковер - не лучший подарок для ее друзей.
  • 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием, Павел быстро оделся и вышел из дому.
  • 5. Каждый, кто изучал географию знает: земной шар на три четверти покрыт водой.
  • 24. 1. Он человек основательный, серьезный и о нуждах народа знает не понаслышке. [Он человек основательный, серьезный, и о нуждах народа знает не понаслышке ]
  • 2. Пламя то разгоралось, то затухало и из шумящей тьмы то выступали в освещенный круг, то снова отходили во мрак стволы сосен и берез.
  • 3. Не место красит человека, а человек - место.
  • 4. Главный бой, последний и решительный, разгорался непосредственно на городских подступах.
  • 5. Как потом оказалось, все кроме Петрова и Сидорова, испугались последствий и не поставили на документе своих подписей.
  • 25. 1. Они увидели аккуратный невысокий белый домик с верандой блекло-зеленого цвета.
  • 2. Все веселит мои взоры: и золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки и прыжки воробья на песке. [Все веселит мои взоры: и золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки, и прыжки воробья на песке. ]
  • 3. Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.
  • 4. Осенью, когда совсем обеднеет земля, и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут яркие костры рябин.
  • 5. Гофман, бывший солдат, кинулся к девушке, заслонил ее и сам был убит бедняга. [Гофман, бывший солдат, кинулся к девушке, заслонил ее и сам был убит, бедняга.]
  • 26. 1. Среднего роста, с тугой косой, собранной в пучок на затылке, она хлопотала у плиты.
  • 2. Пожалуйста пропустите раненого! [Пожалуйста, пропустите раненого!]
  • 3. Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о встрече со старым фронтовым другом.
  • 4. Его слова оказались не чем иным, как пустым обещанием.
  • 5. Здешняя земля дает немного, и, чтобы сельское хозяйство было не в убыток, нужно пользоваться трудом крепостных или наемных батраков или же вести хозяйство на крестьянский лад, то есть работать в поле самому, со своей семьей. [Здешняя земля дает немного, и, чтобы сельское хозяйство было не в убыток, нужно пользоваться трудом крепостных или наемных батраков, или же вести хозяйство на крестьянский лад, то есть работать в поле самому, со своей семьей.]
  • 27. 1. «Разве не буду я счастлив? - размышлял я. - Разве не осуществятся все мои желания?»
  • 2. Прошло не менее пяти минут, прежде чем дождь пробил все ярусы леса и достиг земли. [Прошло, не менее пяти минут, прежде чем дождь пробил все ярусы леса и достиг земли]
  • 3. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака набежавшие с востока.
  • 4. Вы замечали свое состояние, когда после сумрачного переулка, набитого людьми зала или автобуса, из маленькой комнаты, шумного цеха или тесной лаборатории вы попадаете в уголок земной природы, где глазу открывается простор?
  • 5. Река, лес, рощи, поля, все приятно нашему взору.
  • 28-30. Речевые нормы или их нарушение. Отметьте предложения с нарушением речевых норм.
  • 28. 1. Отец воспрънял это известие болезненно.
  • 2. Пастеризованное молоко можно не кипятить.
  • 3. Нужно придумать что-нибудь более конкурентноспособное.
  • 4. Больше всего Даша любит варенье из абрикосов.
  • 5. Я его обязательно победю.
  • 29. 1. Этот рисунок более удачнее прежнего.
  • 2. Наклонившись над столом, отец что-то писал.
  • 3. Обои ворота нужно закрывать.
  • 4. Около двухсот человек участвовало в восстановлении разрушенной ураганом фермы.
  • 5. Согласно рецепту лекарство следует принимать два раза в день после еды.
  • 30. 1. Плюшкина Чичиков увидел еще издалека, который стоял возле крыльца своего дома.
  • 2. Войдя в автобус, не забудьте оплатить проезд.
  • 3. Князю сообщили, что его славные воины уже готовы и оседланы у Курска.
  • 4. На улице проливной ливень.
  • 5. Впереди лидирует лыжница из Новосибирска.
  • 1. Объясните значение слов, составьте с ними предложения: КРЕДИТ, КРЕДИТ, ХАОС, ХАОС, КОНСАЛТИНГ, ПАТЕНТ

КРЕДИТ - это сделка, заключаемая между кредитной организацией и заемщиком, по предоставлению денежных средств кредитором заемщику в виде ссуды на определеных условиях. Между кредитором и заемщиком заключается договор, соглано которому кредитор предоставляет денежные средства (кредит) заемщику в заранее оговоренном размере, на оговоренный срок, и за возногражнеие кредитора. Кредит может предоставляться с обеспечением, то есть залогом или же без него, с поручительством или без него, все это рассматривается кредитной организацией в каждом конкретном случае. Кредитпредоставляются на различные цели и на различных условиях как для физических лиц, так и для бизнеса. Кредит может предоставляться, например, на покупку автомобиля, недвижимости, бытовой техники и прочих товаров и услуг, а также на любые ваши цели.

  • 1. Я пришла в банк для того, чтобы оставить заявку на кредит.
  • 2. Сегодня последний день, что бы оплатить ежемесячный платеж по кредиту.

ХАмОС термин, заимствованный из греч. лит-ры и философии и означающий первичное недифференцированное состояние Вселенной. Аналогии этому греч. термину имеются почти во всех древних космогониях. Хотя они носят не отвлеченный, а мифологически-образный характер.

Хаос - это события, способные приводить к катастрофам. Потеря устойчивости рождает турбулентность. Не случайно в восточной философии распространен графический образ хаоса в виде завихрений.

  • 1. Наступает вселенский хаос.
  • 2. беспорядок в моей комнате подобен хаосу.

Консалтинг (консультирование) -- деятельность по консультированию руководителей, аппарата управления, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности.

1. Директор магазина вызвал всех администраторов отделов для того, что бы провести с ними консалтинг об увелечение доходов магазина.

Патент -- это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

1. Все предприниматели запантентовали свою продукцию.

Объясните значение фразеологизмов.

  • 1. Отводить глаза -в том значении, в каком понимается это выражение в городском быту и осуществляется на практике более видимым образом в чиновничьем, младшими над начальством, есть уже переносное. Корень его скрывается в народном суеверии. Прямой смысл морочить, зачаровать: леший, например, отводил, так, что обойдете кругом, заведет в трущобу и заставит безвыходно плутать в лесу. Колдуны и даже знахари (колдун -- чародей и волшебник, знается с нечистой силой, знахарь-ворожей или самоучка-лекарь может прибегать к помощи креста и молитвы) -- оба эти молодца умеют напускать наваждение или мару на глаза, никто не видит того, что стоит перед глазами, а все видят то, чего нет вовсе. Довольно известен такой забавный пример.
  • 2. Бросить якорь - Остановиться, закончить какое-либо дело, пока не появились неприятности. Останавливаться где-либо, устраиваться на постоянное жительство. -- Ну, дорогой, никто не виноват -- нельзя молодую жену надолго бросать. Геологу надобно или не жениться вовсе, или уж после женитьбы бросать где-то якорь
  • 3. В воздухе носится Предугадывается, заранее ощущается появление, возникновение чего-либо. Бывает и так, что одна какая-нибудь мысль овладевает одновременно многими умами и многими сердцами. В таких случаях говорят, что мысль эта «носится в воздухе» В воздухе носится (опастность) - смутное, интуитивное ощущение опастности, или чего то ещё на интуитивно подсознательном уровне.

Стоять на своих ногах- быть самостоятельным, не зависим от кого либо.

Душа не лежит - интуитивное неприятие чего либо. Не приязнь к какому то делу, человеку, или чему то ещё. Внутренне не желание чего либо...

  • 4. Рано или поздно- Когда-нибудь, в будущем (обязательно, непременно что-либо произойдет). С глаг. несов. и сов. вида. рано или поздно делать, появляться, сделать, появиться
  • 3. Отредактируйте текст, определите жанр и стиль речи
  • 3 октября в 20 часов 30 минут, в мое окно из квартиры сверху обрушился поток воды. Ощущение, что ко мне вторглись, усиливалось тем, что я первый день как сузила щели створок от пятидесяти сантиметров до двадцати в связи с похолоданием. Утром я только начала избавляться от стресса, изучая в магазинах, как уютно обставлю квартиру, когда моя депрессия усугубилась.

Прошу опросить в качестве свидетеля капель на стекле и луж на подоконнике Лидию Ивановну из кв. 87. С 2002 года я не один раз обращалась к ней за помощью, однако, по словам соседки, никто не приходил.

Прошу дать ответ в письменной форме.

05.10.2003 г. Зорина А.П

Стиль текста официально-деловой.

Жанр текста рассказ

На мой взгляд редактировать не нужно.