Нубия, нубийское царство, история нубии. Нубия, нубийское царство, история нубии Древняя нубия

историческая область в долине между 1 и 5-м порогами Нила на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в VII-XIV вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К концу XIV в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НУБИЯ

Каш, Куш - у древних египтян, Нильская Эфиопия - у античных авторов) - ист. область. Находится, примерно, между 1-м и 6-м порогами Нила и несколько далее к югу и востоку по Белому и Голубому Нилу, между Красным м. и Ливийской пустыней. Название Н., встречающееся с 10 в. н. э., происходит, вероятно, от обитавшего с 3 в. н. э. на вост. берегу Нила южнее 1-го порога племени нобатов. К коренному населению терр. Н. - родственным древним египтянам хамитич. племенам, с сер. 2-го тыс. до н. э. примешивались проникшие с Юга негроидные элементы. В эпоху Древнего царства егип. фараоны посылали на терр. Н. торг. караваны и грабительские экспедиции за рабами, скотом, золотом, эбеновым деревом, слоновой костью и т. д. и к 15 в. до н. э. захватили ее до 4-го порога. Н. управлялась наместником, т. н. царским сыном Куша. Влияние Египта способствовало распространению егип. культуры и ускорило распад первобытнообщинных отношений. В 11 в. до н. э. добилась самостоятельности. Впоследствии на ее терр. возникло Напатское царство (см. Напата). К концу 6 в. до н. э. столица этого царства была перенесена в Мероэ (см. Мероэ). В 4 в. н. э. значит. часть страны захватил аксумский царь Эзана. С 6 в. н. э. в Н. распространилось христианство. В 6-8 вв. образовались два царства - Мукурра (на Севере) и Алоа (на Юге). В 652 она подверглась нападению арабов. Повторяющиеся с 13 в. набеги мамлюков и расселение арабов способствовали распространению в Н. ислама, вытеснившему к нач. 16 в. христианство. В 16 в. на терр. Н. возникло гос-во Фунга. В 1821 часть ее была захвачена Египтом. Терр. Сев. Н. до 2-го порога ныне входит в состав ОАР, остальные р-ны принадлежат Судану. В связи со строительством Асуанской плотины многие памятники Древней Н. - храм Абу-Симбел и др., попали в вону затопления. Для их изучения и спасения в 1960 был создан при ЮНЕСКО Междунар. комитет действия с Консультативным советом экспертов. Наиболее ценные памятники переносятся в зону, свободную от затопления (1966). Лит.: Кацнельсон И. С., Проблемы исторического развития древнейшей Нубии, "ВДИ", 1948, No 2; его же, Некоторые черты государственного строя Нубии в VI-IV вв. до н. э.. Международный XXV конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, М., 1960; его ж е, Нубия под властью Египта, "ВМГУ", 1948, No 6; его же, Рабовладение в Куше, "ВДИ", 1964, No 2; Древняя Нубия. Результаты работ археологич. экспедиции АН СССР в Объединенной Арабской Республике. 1961-1962, под общей ред. Б. Б. Пиотровского, М.-Л., 1964; S?ve-S?derbergh Т., ?gypten und Nubien, Lund, 1941; Arkell A. J., A history of the Sudan from the earliest times to 1821, L., 1961; журнал "Kush", Khartum, с 1953. И. С. Кацнельсон. Москва. -***-***-***- Нубия до XIII века

История Нубии запечатлела появление первых царств на юге Сахары примерно за 3000 лет до начала нашей эры, завоевание этих земель египтянами в период XVIII династии и образование самостоятельных царств Куш и Мероэ в 750 году до н. э. Нубийское царство раскинулось южнее Древнего Египта. Народ этой страны к XIII веку до н. э. имел за своими плечами богатейшую историю. Так сложилось, что весь мир знает о Древнем Египте, а вот про Нубию слышали немногие. А это неоправданно. Нубийские цари стояли во главе высокоразвитого общества, имели сильную армию и управляли страной с помощью мудрых законов. Эта держава казалась незыблемой и в перспективе вполне могла забрать «пальму первенства» из рук слабеющего Древнего Египта. Сейчас это территория Судана и южного Египта.

Жизнь кипела на восточных берегах Средиземного моря. Процветали торговцы, ремесленники, большим уважением пользовались учёные люди, обладавшие уникальными познаниями в медицине, астрономии, архитектуре, языкознании. На высоком уровне находилась письменность. Почиталось жречество, прославлявшее многочисленных богов. Не были обделены вниманием и мужественные воины, готовые в случае опасности встать на защиту своих сограждан.

Всё изменилось во второй половине XIII века до н. э. Как будто вечная ночь упала на цветущие земли. Богатые города превратились в развалины, исчезла письменность, опустели тучные луга со скотом, жители равнин поменяли местожительство. Они стали строить селения на неприступных скалах, выращивать урожай и пасти скот на горных плато, надёжно укрытых от постороннего глаза.

Причина же столь глобальных изменений была в том, что на богатых и сытых землях появились народы моря. Кто они такие, откуда пришли – историки и в наши дни не могут дать чёткий и ясный ответ на этот вопрос. Но вернемся от конца к началу.

Нубийское царство возникло около 5000 лет назад в районе дельты реки Нил. Страна была очень богатой, здесь находились главные в регионе прииски золота, черного дерева, ладана. Ввиду чего Нубия пережила множество набегов из Египта, Рима и территории современной Турции.

Эта страна носила также название Кушитское царство. Вынужденным постоянно находиться в состоянии обороны нубийцам все же удалось сохранить элементы уникальной древнейшей цивилизации, памятники которой можно увидеть и в наши дни. Это пирамиды кушитов , число которых составляет около 290, и превышает количественно гробниц фараонов Древнего Египта, которых было построено около 90.

Пирамидальный комплекс Нури в Древней Верхней Нубии строился почти 400 лет, с 690 по 308 годы до нашей эры

Верхняя и Нижняя Нубия

Согласно последним научным исследованиям государство Нубия занимало территорию в долине реки Нил и делилось на два района. Нижняя Нубия простиралась от города Асуан Древнего Египта в южном направлении до современной границы с Суданом.

Северная часть страны Нубии называлась Вават. Территория Верхней Нубии распространялась на юг до города Хартум, столицы современного Судана. Для защиты торговых караванов здесь был построен форт Бухен в виде средневековой крепости (1878-1843 года до нашей эры). Эта крепость находилась недалеко от Абу - Симбел, храма Рамсеса Великого.
Восточная границы древнего государства выходила к Красному морю, западная – к Ливийской пустыне. Южное Нубийское царство называлось египтянами, эфиопами и древними греками «Куш «.

Что это была за страна

Когда-то из песков пустыни поднимались сложные архитектурные строения. И сейчас, в основном усилиями энтузиастов, найдены:

  • грандиозные царские гробницы, увенчанных сотнями букраний (украшения из бычьих черепов);
  • многочисленные похоронные камеры,
  • предметы искусства и утварь, найденные в захоронениях некрополя, позволили восполнить отсутствие письменных свидетельств, чтобы воссоздать культурную топографию царства.

Нубия (от «нубу» - «золото») была хорошо известна египтянам. Уже в 3000 году до н. э. Джер, третий фараон из I династии, совершил поход на юг - к легендарным золотым копям и за слоновой костью. Но только спустя полторы тысячи лет Тутмосу I из XVIII династии удалось покорить и занять Керму - его титулы были выбиты на здешних скалах, в Томбосе, на второй год его правления.

Наследники Тутмоса I пошли еще дальше - пересекли пустыни и достигли бассейна реки Донголы. Они взяли в заложники кушских царевичей и увезли в Фивы. Принцы получили образование при дворе фараонов, после чего их отправили на родину в качестве египетских эмиссаров. Так началась колонизация, которая постепенно положила конец самобытной культуре Кермы.

Страна и ее обитатели приспособились к египетскому образу жизни. Храмы, святилища и укрепленные города выросли по всей долине нильских порогов до Джебель-Баркаля, легендарного святилища бога Амона. Великие имена тутмосидов - от Аменхотепа III до Эхнатона - свидетельствуют о значительности этого периода.

Несмотря на очевидное влияние египетской культуры, это была совершенно самостоятельная цивилизация - нубийская.

Использованы материалы сайтов:

  • http://www.factruz.ru/civilizations/people_sea.htm
  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/548/
  • http://drevniy-egipet.ru/drevniy-egipet-i-nubiyskoe-zarstvo/

Нубия - историческая область в долине Нила, между 1-м и 5-м порогами, на территории современного Египта и Судана. Впервые упоминается в 9 в. н. э. В древности эта область входила в состав Мероитского царства . С 5 в. здесь существовали государства Нобатия и Мукурра, которые вместе с Алоа конце 6 - начале 7 вв. слились в государство Нубия.
В средние века здесь сложилось христианское царство со столицей в городе Старая Донгола.

Верховная власть в Нубии принадлежала "великому царю" (по нубийски - уру, в арабских источниках - кабил). Царь имел абсолютную власть над жизнью подданных и считался собственником всей земли. При нём действовал совет из епископов и учёных мужей, существовал большой штат чиновников.

В Нубии господствовало христианство монофизитского толка, но среди верхушки духовенства были и мелькиты, что вело к противоборству религиозных партий. Страна делилась на 7 епископств (ещё 6 было в Алоа), подчинявшихся митрополиту. Нубийские священнослужители назначались в Александрийском патриархате (Египет).

Царская власть переходила к сыну сестры правящего царя. Эта система нарушалась сильными правителями, передававшими престол своим сыновьям.

Главным занятием нубийцев было земледелие (просо, виноград, садовые культуры, пальмы). Поля орошались естественным путём (разливы Нила), с применение бассейнов или шадуфов. Большую роль играло скотоводство. Внешняя торговля была монополией государства. На внутреннем рынке господствовал натуральный обмен, деньги употреблялись, как правило, для расчёта с иностранными купцами.

В период вторжения арабских племёни и распространения ислама нубийские правители вместе со своими союзниками блеммиями (современные беджа) оказывали сопротивление арабо-исламскому наступлению. Заняв Египет, арабы летом 640/641 и 641/642 совершали набеги на северные районы Нубии, но были отбиты. В 651/652 арабский наместник Египта Абдаллах ибн Сад с большим войском осадил Донголу, но был разгромлен благодаря искусству нубийских лучников, прозванных за меткость "стрелками по зрачкам".

В это время был подписан единственный в средневековой истории арабов договор о ненападении, торговле и дипломатических отношениях, предусматривавший, в частности, поставки Нубией невольников (бакт) в обмен на пшеницу, чечевицу, вино и ткани. Но цари Нубии нарушали договор, а в случаях ослабления центральной власти в халифате и волнений в Египте совершали рейды на территории Верхнего Египта и в оазисы, стараясь закрепить их за собой или обложить данью. Чтобы наладить уплату бакта, аббасидский халиф аль-Махди (775-785) согласился на получение раз в 3 года одногодичной нормы в размере 360 рабов и одной жирафы. Халиф аль-Мутасим в 836 принял в Багдаде нубийскую дипломатическую миссию во главе с наследным принцем Георгием. Став царём, Георгий воевал с арабами в 852-853.

В 969 фатимидский халиф отправил посольство в Донголу, и мирные отношения и выплата бакта были налажены почти на сто лет!

В конце 12 в. в Нубии поселились арабоязычные бени кануз (основу бени кануз составили кушиты беджа-хадариб и арабы рабиа из Северной Аравии). С середины 10 века бени кануз начали контролировать практически весь Верхний Египет и Восточную пустыню.

В 1006 г. вождь бени кануз помог фатимидскому халифу в борьбе за престол и получил за это титул "канз ад-давла" - сокровище державы (от этого титула происходит и этноним - "бени кануз"), и должность наследственного правителя Асуана .

После падения халифата Фатимидов в 1171 нубийцы, воспользовавшись сменой династий, снова организовали поход в Египет. В 1172 Салах ад-Дин (новый правитель Египта, заложивший династию Айюбидов) послал против нубийцев своё войско, которое дошло до Донголы и, возвращаясь, увёл огромное количество пленников, проданных затем в рабство.

В 1174 Айюбиды ("могильщики" фатимидского халифата) назначили в Асуан собственного губернатора, но он был убит бени кануз. В ответ войско Сапах ад-Дина разгромило их войско и заставило покинуть Асуан. Часть бени кануз вернулась в места первоначального кочевания (Восточная пустыня), другая (оседлая) переселилась к югу от Асуана (северная Нубия), где смешалась с нубийцами, приняла их язык и культуру, сохранив мусульманство.

Через браки с нубийскими царевнами канз ад-давла при существовавшей в Нубии системы престолонаследования вошли в число претендентов на престол. В системе Нубийского царства правитель бени кануз сохранил титул "канз ад-давла" и был значительной фигурой в нубийской иерархии.

В 1323 "канз ад-давла" бени кануз стал царём Нубии. Около 1365 один из его преемников был свергнут своим племянником при поддержке арабов бени джаад, поселившихся в районе Донголы Старой. Следующий царь перебил вождей арабов и бежал на север к бени кануз. Побеждённый правитель Донголы обратился за помощью к мамлюкам Египта. Египетское войско у Гебель-Ады разбило бени кануз и их союзников. После этого мамлюкские владения в Верхнем Египте стали объектом постоянных набегов бени кануз. В период между 1365 и 1403 они 4 раза брали и грабили Асуан.

Верхний Египет и прилегающая часть Нижней Нубии находились под контролем бени кануз вплоть до взятия власти в Египте турками (1517).

Потомки бени кануз - это в настоящее время нубийцы кануз (нубийцы включают и другие этно-лингвистические группы различного происхождения - данагла, махас, фадиджа и др.), проживающие в Верхнем Египте.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова нубия

нубия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нубия

историческая область в долине между 1-м и 5-м порогами Нила, на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в 7-14 вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К кон. 14 в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Нубия

одно из названий (впервые встречается в 10 в.) исторической области в Африке между 1-м и 6-м порогами Нила; см. Куш.

Википедия

Нубия

Ну́бия (, Эн-Нуба ) - историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогам, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и страны озёр, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов. Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма, Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма, Напата и Мероэ. В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств.

Современные нубийцы говорят на двух родственных языках нубийской ветви восточносуданской надсемьи - нобин и кенузи-донгола, а часть - только на арабском.

Примеры употребления слова нубия в литературе.

Иэртет - части современной Нубии на отрезке долины Нила между Асуаном и Хартуном.

Вават - часть современной Нубии , отрезок долины Нила между современными Асуаном и Хартумом.

Кроме того, Нисой называлась и тогдашняя Нубия - страна, расположенная по обе стороны Нила к югу от Египта.

Куш - область долины Нила и Нубии , между вторым и пятым порогами, включавшая древние страны Иам и Карой.

А ее старший сын выбрал себе в жены принцессу из Нубии , дочь же от их брака вышла замуж за черного, как ночь щеголя, из штата Миссисипи, который, в свою очередь.

Во Внешней Нубии их испугало то, что вначале они приняли за призрак женщины, умершей во время попытки избавиться от ребенка.

По уверениям нубийцев, за три недели можно было добраться до берегов узкого моря, разделявшего Нубию и Азию, и жители этой страны готовы были решиться снова на путь через пустыню, чтобы поскорее вернуться домой.

То была также высочайшая его воля - не далее как послезавтра отправиться в горемычную Нубию , чтобы там торжественно заложить или открыть храм, посвященный чаще всего Амуну-Ра и, значит, на его взгляд, совершенно не стоивший той усталости и головной боли, которую приносила ему эта утомительная поездка.

Я почерпнул предвидение нашего Рока из сравнения простого и выносливого Китая с зодчим Вавилоном, с астрологом Египтом, с Нубией , более хитроумной, нежели они, бурной матерью всех промыслов.

Первая разновидность водится в степях верхней Нубии до Черного моря и часто попадается около Атбары и в земле Барка, вторая живет в Сомали.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История

Древнейшая Нубия

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Кушитское царство (Напата)

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Мероитское царство

Пирамиды в Мероэ.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

Христианская Нубия

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Мусульманская Нубия

В результате арабских завоеваний Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Примечания

Литература

Путешествия

  • Burckhardt, «Travels in Nubia» (Л., 1819; в приложении перевод извлечений из арабских историков)
  • Light, «Travels in Egypt and Nubia»
  • Belzoni, «Voyage en Egypte et en Nubie»
  • Caillaux, «V. à Meroe» (1826)
  • Senkowski, в «Annales des voyages» (XII)
  • Rüppel, «Reisen in Nubien etc.» (1829)
  • Hoskins, «Travels in Ethiopia» (1833, важно для археологии)
  • Норов, «Путешествие по Египту и Нубии» (СПб., 1840; важно для христианской археологии)
  • Lepsius, «Briefe aus Aegypten und Aethiopien» (Б., 1852)
  • Abeken, «Rapports sur les résultats de l’expédition prussienne dans la Haute N.» («Revue archéol.», III, 1)
  • Combes, «Voyage en Egypte et en Nubie» (1846)
  • Roberts, «Egypt and Nubia» (1846)
  • Рафалович, в «Записк. Русс. Геогр. Общ.» (IV, 1)
  • Ценковский, «Известия» того же общ. (1850)
  • Ampère, «La N.» («Revue de D. Mondes», 1849)
  • Hartmann, в «Ann. d. Voy.» (1863) и мн. др. b)

История

  • Quatremère, «Mém. s. la Nubie» («M. s. l’Egypte» II, 1811)
  • А. В. Розов . «Христианская Нубия. Источники для истории христианства в Нубии» (Киев, 1890)
  • Revillout, «Mém. s. les Blemmyes» (Пар., 1874-87) и статьи в «Revue Egyptologique»
  • Lepsius, «Denkmäler aus Aegypten u. Aethiopien»
  • Champollion, «Monuments de l’Eg. et de la Nubie» и мн. др. с)

Язык

  • Lepsius, «Nubische Gram.» (1880)
  • Reinisch, «Die Nuba-Sprache» (1879, в серии «Sprachen NO Afrikas»)
  • Erman, «Die Aloa-Iuschriften» («Aeg. Zeitscbr.», 1881)
  • Schäfer, «Nubische Ortsnamen» и др. (ib., 1895)
  • Brugsch, «Entzifferung d. Meroitischen Schriftdenkm.» (там же, 1887).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Путешествие в Эфиопию, Восточный Судан и Нигритию была написана Пьер Trémaux в 1862-63. К услугам гостей обширный описания и рисунки Нубии.