Виктор цой как ушел из жизни. Внезапная гибель Виктора Цоя

15 августа 1990 года на 35-м километре шоссе Слока-Талси в результате столкновения автобуса «Икарус» и москвича темно-синего цвета погиб Виктор Цой. Он ехал ночью с рыбалки. По официальной версии певец заснул за рулем, что и стало причиной аварии.

Виктор Цой не имел музыкального образования. Более того, у него не было вообще никакого высшего образования. Он родился в обычной питерской семье, ничем не отличавшейся от сотен таких же. Его родители – обычные рабочие люди. Но этот человек написал песни, которые не просто отозвались в душах многих, и продолжают это делать до сих пор, а стали своеобразным учением, которое живо и по сей день. Смерть Цоя наступила 15 августа 1990 года. Что делал певец последние 12 часов своей жизни, и что стало причиной его гибли?

Последний день в Латвии

В рыбацком посёлке Латвии у домов нет номеров, только названия. Один из таких домов под названием «Зелтини» летом 1990 снимал Виктор Цой со своей гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном от первого брака Александром. В тот роковой день 15 августа 1990 г. Виктор с Натальей засиделись за разговорами допоздна. Даже ранняя рыбалка, на которую собирался в тот день Цой, не смогла стать поводом лечь пораньше.

С Натальей Разлоговой Виктор познакомился в 1986 г. на сьёмках фильма “Асса”. Там она работала ассистентом. На момент их знакомства Цой уже был рок-кумиром советской молодежи и символом протеста существующего режима. Но и Разлогова не была простушкой. Цой познакомился с 30-летней журналисткой, блестящим лингвистом и эрудитом. Эта была высокообразованная, молодая, привлекательная женщина, в которую невозможно не влюбиться. Так и случилось: Цой был покорен умом и красотой, которые так гармонично соединились в одной женщине.

В 1:15 в латвийском домике Зелтини 15 августа 1990 г наконец-то погас свет. На столе осталась бутылка вина. Спустя несколько часов все будут гадать и высказывать вероятные причины смерти Виктора Цоя – кумира миллионов. И самой первой будет версия о том, что певец накануне употреблял спиртное. Но проведенная тогда экспертиза показала: в течение последних 48 часов Цой алкоголь не употреблял.

С чего все начиналось

Цой вообще никогда не выделялся бурной тусовочной жизнью. В начале своего пути к известности и славе это был обычный молодой человек, в котором абсолютно не угадывался будущий рок-кумир миллионов. Напротив, по воспоминаниям современников, он был скорее замкнутым, закомплексованным в себе юношей. Причинами этих комплексов были и необычная, отличающаяся от всех внешность, и образование пэтэушника.

В начале 80-х Цой был обычным советским парнем, который, как и все, жил студенческой жизнью с весельем и посиделками до утра, но все равно никогда не чувствующий себя в них своим. Еще начиная с раннего детства, Виктор ощущал излишнее внимание окружающих. Он с истериками ходил в детский сад, да и в школе ситуация была не лучшей: его дразнили японцем и желтолицым. Все это не вело к формированию уверенного в себе человека, и впоследствии отозвалось замкнутостью и стеснительностью.

Виктор любил оставаться в тени и наблюдать за окружающими, не привлекая к себе внимание. А потом начал постепенно писать стихи и подбирать к ним аккорды. Первой гитарой, которую он взял в руки, была гитара отца. Он показал ему, как подбирать пару аккордов. А дальше в содействии посторонних Цой не нуждался, потому что чувствовал себя в музыке, как рыба в воде.

Он сменил несколько учебных заведений: сначала это было художественное училище им. Серова, из которого его впоследствии исключили, потом ПТУ, где он учился на резчика по дереву. Из него Цой вышел со справкой об окончании вместо диплома. В этом учебном заведении и ныне хранится недоделанная работа певца. Но единственное, с чем Виктор не расставался уже в те годы, и с чем он чувствовал себя на своем месте – это гитара и песня.

Работа и творчество

15 августа 1990 г в 4:30 утра в латвийском доме без номера Цой собирался на рыбалку. Он старался это делать тихо, чтобы не разбудить родных, но Наталья с сыном Сашей все равно проснулись. Виктор предложил сыну поехать с ним. Обычно мальчик с радостью соглашался, но в этот раз сказал, что не выспался и ехать не хочет. В эти мгновения Наталья и сын видели его в последний раз.

Заядлым рыболовом Цоя назвать было нельзя, он никогда не мог похвастаться богатым уловом, да и особо к этому не стремился. Рыбалка для певца была скорее способом уединиться и побыть одному со своими мыслями.

Он вообще был человеком скромным и немного замкнутым, никогда не стремился выделиться из толпы, и был застенчив. Самовыражался в своих песнях. Но эта скромность и застенчивость не мешала ему отстаивать свои жизненные принципы и взгляды.

В своих интервью Виктор говорил о том, что не сделал выбор в сторону профессиональной работы на сцене, за которую можно было получать официальные государственные деньги, потому что надо было идти на компромисс. Цой отказался от такого официального трудоустройства. Но не работать в то время было нельзя, и ему пришлось официально трудиться. Кем Цой только не работал. Все знают, что он был гениальным музыкантом и певцом своего времени, но не все о том, что Цою пришлось вдобавок поработать:

  • на реставрации Екатеринбургского дворца;
  • уборщиком в бане;
  • кочегаром в котельной «Камчатка».

Последняя профессия больше всего пришлась по душе певцу, потому что освобождала время для занятия любимым делом – музыкой. Этот период был наиболее плодотворным в творчестве группы “Кино”.

Семейная жизнь

В 4:45 утра 15 августа Виктор Цой положил удочки в машину и уехал на ближайшее озеро. Чем дальше он отъезжал от дома, тем больше его окутывала тишина, в которой ему в последнее время удавалось побыть намного реже.

С приходом к власти Горбачева в стране повеяло духом свободы, и на многое из того, что раньше было запрещено, загорелся зелёный свет. В это время Цой участвовал в различных проектах и постоянно работал. Он активно снимался в кино, в том числе и в знаменитом фильме «Асса».

15 августа 1990 года в 11:05 Цой собирался с рыбалки домой. Улов был небогатым – всего пару рыбешек. Солнце уже хорошо припекало. Виктор сел за руль машины, думая о том, что сейчас с сыном Сашей он пойдет на море.

Сына певец боготворил. Начиная с трёх летнего возраста, он постоянно его брал с собой на отдых. И даже, когда первый брак стал трещать по швам, все равно постоянно забирал сына собой, и никогда без него не отдыхал.

Первой женой Виктора, короткая и родила ему сына, стала Марьяна Радованская – гримёр и администратор группы «Кино». Марьяна была старше Виктора на три года, и уже раз побывала замужем. Это не совсем нравилось родителям Цоя, в чем позже признавался отец певца. Проблемы начались сразу же после женитьбы: денег на жизнь катастрофически не хватало. Марьяна надеялась, что и после свадьбы Цой будет вести активную творческую деятельность, но ему хватало семейного очага.

Певец не стремился разрывать отношения до тех пор, пока в его жизни не появилась Наталья Разлогова. С первым браком было покончено, и Цой окончательно переехал из Ленинграда в Москву к новой возлюбленной.

Разлогова оказала большое влияние на Виктора Цоя. Она повлияла на формирование того образа, который помнят поклонники по сей день: образ темного одинокого рыцаря без страха и упрека.

Популярность

15 августа 1990 года в 11:37 утра машина Виктора Цоя стремительно приближалась к тому роковому смертельному повороту, после которого его жизнь оборвется и на свет появится память о певце с неограниченным сроком существования. Этот поворот оказался непреодолимым. Последние несколько лет до этого поворота жизнь преподносила Цою прямую светлую дорогу только вверх к пику славы:

  • в начале 80-х группа Кино записала свой альбом во Франции;
  • Цой с гастролями побывал в США;
  • Фильм “Игла”, в которой снялся Цой, заняла второе место в прокате;
  • на кинофестивале в Одессе певец был признан лучшим актером в СССР.

За два месяца до того как Цой разбился, состоялся его концерт в Лужниках. Это было событие мирового масштаба. Все билеты распроданы: стадион был заполнен до отказа. Впервые после Олимпиады зажгли олимпийский огонь. Это было полное и безоговорочное признание.

Началось испытания медными трубами. С 1989 г продюсером группы «Кино» стал Юрий Айзеншпис. Он вспоминал, что когда начал работать с Цоем, группа «Кино» даже не значилась в официальных списках Министерства Культуры. Айзеншпис, обладавший многочисленными связями, вывел группу на новый уровень. Начались постоянные гастроли, съёмки на телевидении. Слава неумолимо шла по пятам.

Речи о проблемах с финансами теперь не шло. Виктор дал родителям 9 тысяч на покупку нового автомобиля «Жигули». Себе он приобрел тёмно-синий москвич – последний писк тогдашней моды. Именно на нем певец приближался к тому роковому повороту утром 15 августа 1990 года.

В 11:38 на 35 километре трассы Слока-Талси машина Цоя вылетела на повороте на встречную полосу движения и столкнулась с автобусом Икарус 250. От лобового удара Цой умер на месте.

Воспоминания дня смерти

Водитель Икаруса вспоминает, что в тот день как будто кто-то специально направил его именно по этому маршруту. Пытаясь уйти от столкновения, водитель автобуса резко свернул направо, но роковой аварии избежать не удалось. Икарус оказался в речке, а машина певца была откинута на 11 м назад к мосту. Водитель Икаруса отделался ушибами. Он сразу подбежал к машине Цоя: дверь открыть не удалось. Сверху он увидел лежащего человека. По словам водителя автобуса, смертельный удар пришелся на голову певца.

От машины Цоя целым остался лишь задний бампер. Двигатель оказался за мостом. На месте аварии нашли:

  • три удочки;
  • колонки;
  • магнитофон;
  • документы;
  • деньги;
  • две маленькие рыбешки.

Это все, что осталось от машины, в которой разбился Виктор Цой.

О том, что за рулём москвича был кумир миллионов, водитель автобуса узнал лишь в отделении ГАИ. Тогда он проживал в латвийской глубинке и музыкой не интересовался. После трагедии на каждую годовщину он приезжает на то злополучное место и читает отрывок из песни Цоя, написанный на памятнике: “Смерть стоит того, чтобы жить. Любовь стоит того, чтобы ждать”.

Отец Цоя вспоминает, что узнал об автокатастрофе, когда находился на рыбалке. По роковому стечению обстоятельств или по воле судьбы отец и сын занимались одним и тем же делом, только в разных местах. По словам Роберта Цоя, он услышал о том, что сын разбился по радиостанции Маяк. Сначала он не поверил своим ушам и до последнего думал, что произошла какая-то ошибка. Тогда мобильной связи не было, и чтобы что-то узнать, надо было добраться до ближайшего телефонного автомата. Трагическую новость отцу Цоя подтвердила первая жена певца Марьяна.

Выдвигались различные версии о том, что же все-таки произошло:

  • заснул за рулем;
  • убили;
  • в момент гибели певец менял кассету в магнитофоне.

В результате расследования была объявлена официальная версия о том, что певец заснул за рулем от сильного переутомления. Кассеты с демоверсией нового музыкального альбома у него не было. Это подтвердил гитарист группы.

Похороны певца

Цоя похоронили через 4 дня на кладбище Ленинграда. Певец ушел из жизни в возрасте 28 лет. Мать Цоя вспоминал, что до конца не верила в факт смерти сына, и считала всю эту историю придуманной. Только когда он пришел с ней попрощаться во сне, она поняла, что больше никогда его не увидит.

Память о Цое

Память о певце начала жить сразу, буквально с момента похорон. Фанаты создали знаменитую стену, на которой до сих пор вспоминают певца, нанося на стену различные надписи и рисунки. По сей день песни Цоя перепевают современные исполнители.

Цой ушел на переломе эпох и стал его знамением. Ровно через год после смерти певца Советский союз распался. Начали происходить перемены, про которые он пел. Сам Цой в интервью говорил, что в своих песнях он пытается донести до людей понимание и осознание внутренней свободы. Свободы, которая не зависит от обстоятельств. Она должна быть в каждом человеке вне зависимости от времени. Для нас он останется навсегда героем из прошлой жизни.

21 июня исполняется 50 лет со дня рождения легендарного рок-музыканта, основателя группы "Кино" Виктора Цоя.

Певец, поэт, композитор и киноактер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец Виктора - кореец, родом из Казахстана, работал инженером, мать - русская, коренная ленинградка, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому в четвертом классе (в 1974 году) родители определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка, как и рисование, была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе. Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6".

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, на оформительское отделение. Но шрифты и плакаты были ему в тягость. Гораздо большее удовлетворение приносило увлечение музыкой.

В 1979 году он был отчислен из училища "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу. Позже учился в СГПТУ №61 по специальности "резчик по дереву", после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода Олега Валинского группу переименовали в "Кино".

В 1982 группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

Осенью 1982 года Виктор Цой работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума", на котором прозвучали такие песни, как "Алюминиевые огурцы", "Электричка" и "Троллейбус".

Весной 1983 года Алексей Рыбин покинул группу, причиной были разногласия с Виктором Цоем.

Весной 1984 года группа "Кино" выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила звание лауреатов, а песня Виктора Цоя "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была признана лучшей антивоенной песней.

Во второй половине 1984 года бы сформирован второй состав группы "Кино", куда вошли : Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара, вокал), Георгий "Густав" Гурьянов (барабаны, вокал), Александр Титов (бас, вокал). Через некоторое время на место Титова пришел Игорь Тихомиров.

Летом 1984 года группа записала альбом "Начальник Камчатки", затем вышли альбомы "Это не любовь" (1985), "Ночь" (1986), песни из которого "Мама анархия" и "Видели ночь" быстро стали популярными.

Весной 1985 года группа "Кино" стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа "Кино" получила приз за лучшие тексты.

В 1986 году группы "Кино" и "Аквариум" выступили с концертной программой в США и там же записали альбом "Красная волна" (Red Wave).

Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную "Камчатка".

Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа "Кино" получила приз "за творческое совершеннолетие".

Кроме музыкального творчества Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах "Йа хха!" (режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.

Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года - первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.

24 июня 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия , певец заснул за рулем.

Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Что же касается личной жизни музыканта, в 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива "Кино". 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели Цоя, но официально супруги не разводились.

27 июня 2005 года вдова Виктора Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась.

После смерти Виктора Цоя музыканты "Кино" решили "доработать" и выпустить последний сборник. В декабре 1990 года вышел "Черный альбом", посвященный Виктору Цою. Группа "Кино" перестала существовать.

В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке появилась "Стена Виктора Цоя". Ее исписали цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца собирались у стены два раза в год 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.

В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом фанатами.

15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник (авторы - художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили).

В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя "Котельная Камчатка" , где музыкант числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". Клуб считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

В 2009 году было объявлено о начале конкурса на изготовление и установку памятника Виктору Цою в Петербурге.

20 ноября 2010 года легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

А 21 июня 2012 года, к 50 летию со дня рождения музыканта, Аллея славы русского рока, центральное место в которой займет стена памяти Виктора Цоя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости

Кино, Цой Виктор
292 подбора, из них 1 в этом месяце

Биография

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград - 15 августа 1990, на 35 км шоссе Слока - Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР) - культовый советский рок-исполнитель 1980-х, лидер группы «Кино».

Виктор Робертович Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный ребёнок в семье. C 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.

Цой до «Кино»

По питерским улочкам и подворотням шлялись два бездельника, уставшие от постоянных запретов и решившие пойти против них. Этими двумя были Алексей Рыбин из команды «Пилигримы» и Виктор Цой, игравший на бас-гитаре в «Палате № 6», оба они заходили в гости к легендарному Майку («Зоопарк») или к Свину. Свин - главный питерский панк, у которого на квартире репетировали «Автоматические Удовлетворители».

Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя кое-какую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических Удовлетворителей» мотались в Москву и играли панк-рок на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок, Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Тропилло, Курёхина и остальных.

Первый альбом

Летом 1981 Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба, вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино» приступает к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума». Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 альбом был полностью завершён, по времени записанного материала он занимал 45 минут, откуда и взялось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я - асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

Запись медленно, но верно начала расползаться по стране, о группе заговорили, один за другим пошли квартирники, гастроли по Москве и Санкт-Петербургу. Осенью, вместе с барабанщиком Зоопарка, «Кино» записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе хиты «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания)

Тогда запись была забракована, так как Цой забрал ленту себе, и распространения она не получила.

19 февраля проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и костюмах со стразами. При этом они исполняли «Электричку», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы», в основной состав были приглашены Каспарян и Густав. Весной, из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино», лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демо-запись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня скинул запись друзьям на пару плёнок, в результате чего «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. Там он написал «Транквилизатор», а весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получили лауреатское звание. А песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984.

Второй состав «Кино»

4 февраля 1984 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие. Летом 1984 в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинает писаться «Начальник Камчатки», к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин.

Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь», процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил «Ночь» недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышла долгожданная «Ночь», богатая такими хитами, как «Мама-анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, постепенно превращая его в легенду русского рока, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. 5 августа 1985 у Цоя родился сын Саша.

Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул», а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Виктор поступает работать машинистом в котельную «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты. В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя - оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.

Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие». «Кино» впервые едут за границу во Францию, где вышел электрический альбом «Последний герой».

На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах.

Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии - «Кино» собирают аншлаги на всех концертах. 16 ноября 1988 на мемориальном концерте Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно и администрация всячески пытается прекратить концерт, но несмотря на это, Виктор Цой довёл выступление до конца, за что «Кино» на целый год запретили выступать в Москве.

Весной 1988 записывается черновик, а 1989-1990 окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром. В начале 1990 «Кино» с многочисленными гастролями ездят за рубеж, в том числе и в Японию. Во Франции выходит пластинка «Последний герой».

В июне 1990 произошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе под Тукумсом в Латвии неподалёку от Риги. Согласно одной из версий, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с рейсовым автобусом. 19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

«Кино» после смерти Цоя
Сохранилась запись, где Виктор Цой поёт под акустическую гитару, полностью была готова только песня «Красно-жёлтые дни», альбом планировали сводить на студии во Франции, где до этого был удачно сведён «Последний герой». Однако Каспарян и Тихомиров дописывают аранжировки и доводят альбом до ума. В декабре «Чёрный альбом», названый так из-за цвета обложки, был презентован в Ленинградском рок-клубе. «Кино» занимают первые места во всех хит-парадах, стены всего Союза исписаны фразами «КИНО» и «ЦОЙ ЖИВ!», но история группы окончилась.

Музыканты группы «Кино» снова собрались вместе для сотрудничества с Вячеславом Бутусовым, и записали с ним совместный альбом «Звёздный падл» (2001).

В Ленинграде (ныне ‑ Санкт-Петербург).

Отец Виктора по национальности кореец, работал инженером, мать ‑ русская, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому родители в 1974 году определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе.

Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6" .

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова на оформительское отделение. В 1979 году он был отчислен "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу.

Позже учился по специальности "резчик по дереву" в профессионально техническом училище (СГПТУ №61), после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области. После этого работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Из этих концертов летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды" куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода в армию Олега Валинского, группу переименовали в "Кино".

В 1982 году группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

В феврале 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума". После нескольких концертов в Ленинграде и Москве весной того же года из-за разногласий с Виктором Цоем группу покинул Алексей Рыбин.

Он открылся в конце 2003 года . В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". В Петербурге "Камчатка" считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

Состоялось открытие памятника легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

В конце 2014 года после нескольких лет согласований в Санкт-Петербурге утвердили проект памятника Виктору Цою. Монумент расположится на юго-западе города в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого. В этом районе находится школа, которую посещал музыкант, и дом, где проживала его семья.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цоя Виктора Робертовича

Детство

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в необычной семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Родители настолько были разные люди, что было вообще непонятно, как они жили вместе. Братьев и сестер у Виктора не было. Он был русским наполовину: мать русская, коренная ленинградка, а отец - кореец, родом из Казахстана, по-русски говорил довольно плохо. В семье было правило: один день готовила мама, а другой день готовил отец, причем готовил с какими-то непонятными корейскими заморочками. Каждую субботу и воскресение в доме собирались друзья в большой комнате. Хозяйка дома шикарно накрывала на стол. И лилось море водки, велись политические беседы… Цой немножко посмеивался над своими родителями и очень их любил.

Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, ее сын особыми талантами не отличался: рос и развивался, как и все дети. Мальчик учился в школе, где работала его мама, так сказать под постоянным присмотром. Всего за время обучения до восьмого класса он сменил вместе с матерью три школы. Одновременно посещал художественную школу, где и возникла группа "Палата № 6" во главе с Максимом Пашковым.

В своей тесной ленинградской квартире Цой подростком перечитал "вагон романтических книг". Через подпольные каналы доставал "дефицитные" и запретные альбомы и записи "The Beatles", "Genesis", Игги Поп, " ", панк-рока, new wave. Тогда же Цой начал писать свои первые стихи и сочинять к ним музыку.

"Кино"

Получив восьмилетнее образование, Цой поступил в художественное училище им. В.Серова. Но быстро был исключен за неуспеваемость. Виктора Цоя такой поворот в его судьбе, правда, не очень расстроил. Он решил стать специалистом - резчиком по дереву. В это же время вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским музыкант создал группу "Кино". И тут же везение: первый электрический концерт группы в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами "Аквариум".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Осенью 1983 года, уклоняясь от службы в армии, Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца. Цой избегал службы в армии, потому что, будучи человеком творчески независимым и ментально свободным, наслушавшись Джона Леннона, "Doors", "Pink Floyd", почитав журнал " ", романтическую литературу и классику, потусовавшись среди ленинградских битников, хиппарей и панков - он не представлял, что может маршировать, стрелять во что-то, или в кого-то, выполнять чьи-то приказы. Тем более, что верил он, прежде всего, в силу рок-музыки и маму-анархию, предпочитал не стрелять из автомата, а играть на электрогитаре, носить не каску и бронежилет, а джинсы и кожаную куртку, украшенную клепками и английскими булавками. Цой избегал армейского призыва с помощью различных ПТУ, где он и скрывался до 21 года.

А затем его все-таки раскусил военкомат и Виктор Цой, по совету друзей, направляется прямиком в… психиатрическую больницу. Там он проводит вместо двух недель - шесть. После пребывания в клинике у него действительно чуть не "поехала крыша" из-за государственных методов лечения психических аномалий и старания одного доктора, которому "пациент Цой" не понравился своей задумчивостью и невозмутимым молчанием. Выписавшись из "психушки", Цой имеет справку из этого учреждения, которая гарантирует ему освобождение от призыва в вооруженные силы СССР, как законному "психу", которому армейская служба противопоказана.

Спустя несколько лет Цой напишет песню "Муравейник", где есть строчки "и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час… Но если верить глазам и ушам больше в несколько раз ". Наверняка эти веселенькие слова навеяла Цою память о его невеселом пребывании в психиатрической больнице №2 города Ленинграда. После выписки из клиники и получения "белого билета" он пишет песню "Транквилизатор":

Я начинаю свой путь к остановке трамвая,
Я закрываю свой зонт, я - экспериментатор,
Вот приезжает трамвай, он гремит, удаляясь,
Я направляюсь домой, я улыбаюсь…

Весной 1984 года группа "Кино" выступала на 2-м фестивале рок-клуба и стала Лауреатом рок-фестиваля, а песня "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", открывшая фестиваль, была признана лучшей антивоенной песней фестиваля. Летом 1984 года в студии "Антроп" Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки", к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курехин.

Еще в 1982 году, после легендарной восьмиклассницы Цой познакомился с художницей Марианной Родованской. Она была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более, в отличие от Марианны, Виктор получал гроши. Вместе с Марианной Цой проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых - Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться голышом, петь, пить и еще раз петь…. Вдвоем, и опять же "автостопом" на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух "зайцев" из ленинградского андеграунда найдут проводники. Но к счастью Виктора и Марианны это были проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи "Кино". До самого Крыма Цой будет петь свои песни пассажирам и проводникам. На побережье Черного моря Цой не сможет разговаривать из-за сорванного в поезде голоса…

Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее,
Музыку волн, музыку ветра.

Эту песню Цой написал как раз об этом времени, когда они целыми днями плескались в море, загорали под щедрым крымским солнцем, порой засыпали прямо на пляже. Деньги быстро подошли к концу, но для молодых и неформальных - это вовсе не проблема. Они ловили рыбу, жарили ее на костре, вылавливали бутылки и сдавали, чтобы получить хоть какие-нибудь копейки. Вернувшись в Ленинград, они поженились, на свадьбу пришел весь "бомонд" ленинградского андеграунда - , Науменко, Титов, Каспарян, Гурьянов…. 26 июля 1985 года у Виктора и Марианны родился сын Саша.

Саша очень любит книги про героев и про месть,
Саша хочет быть героем, но а он такой и есть…

Когда Марианна серьезно заболела, Цой один ухаживал за сыном, стирал пеленки, бегал подрабатывать, а ночью наигрывал на гитаре: "Все не так и все не то, когда твоя девушка больна ".

Весной 1985 года на 3-м фестивале рок-клуба "Кино" заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать "Ночь", процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил "Ночь" недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью альбома "Это не любовь", который получился всего за неделю с небольшим. К осени "Это не любовь" была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 года вышла "Ночь", среди песен которой были известные "Мама-анархия" и "Видели ночь" ("переделка" песни The Cure "Boys Don"t Cry"). Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба "Кино" получает диплом за лучшие тексты.

Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма "Конец каникул" (1986), а чуть позже дают совместный концерт с "Аквариумом" и "Алисой" в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит "Красная волна".

Для того чтобы не числиться "тунеядцем" и "идеологическим диверсантом", а также иметь хоть какие-то деньги Виктор Цой поменял множество работ никоим образом не связанных со сферой эстетической. Выступления в ленинградском рок-клубе денег не приносили, так называемые "квартирные концерты" также на роль заработка не тянули, даже приглашения в Москву, Киев, Свердловск, как правило, ограничивались "гонораром", который покрывал лишь цену на билеты. Поэтому Цою приходилось работать и спасателем на пляже, и уборщиком в общественной бане, после чего из-за высоких температур у него "барахлило" сердце, и резчиком по дереву, и даже реставратором лепных потолков в старинных дворцах. Иногда Виктор Цой откладывал гитару, вспоминал свою детскую мечту о судьбе художника, брался за кисть и гуашью писал портреты западных рок-музыкантов и киноактеров. Портреты либо украшали квартиры друзей, либо продавались за 5 рублей на ближайшем рынке, а деньги уходили на вино или откладывались на покупку музыкальных инструментов. Портреты раскупались быстро, Цой рисовал талантливо.

После череды разнообразных работ Цой осенью 1986 года решает идти в котельную кочегаром. Для ленинградских рокеров это было место традиционное, т.к. в котельной они освобождались от постоянных нападок администрации по поводу одежды, причесок, образа жизни. В творчестве группы "Кино" есть песня о Камчатке, веселая и психоделичная, но цоевская "Камчатка" - это не географический объект на карте СССР, а одна из котельных Ленинграда, которая прославилась не качеством отопления района, а количеством творческих людей, которые работали здесь кочегарами и зольщиками, самый известный из которых Виктор Цой. Он воспел эту котельную, ее атмосферу и обитателей. Помимо работы кочегаром Цой писал здесь свои песни, устраивал с друзьями концерты, пел вместе с . Сегодня "Камчатка" (ул. Блохина, 15) превратилась в место паломничества для поклонников рока, группы "Кино" и Виктора Цоя.

Это странное место - "Камчатка",
Это сладкое слово - "Камчатка"...

Кино

Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!" и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".

Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок". В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то, что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен, что они кому-нибудь нужны…

В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени, мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА" с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.

Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела, приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен ". В этой финальной точке фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие, ожидание и надежда на что-то светлое и большое.

В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой, уже ставший к тому времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино". И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.

В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться, он просто остался самим собой.

"Последний герой"

Предложения сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически сразу же после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего миру Цоя, обладал, и это все знали, массой материала, не вошедшего в ту картину. Стало быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни знаменитой рок-звезды.

Но режиссер отказался наотрез. Во-первых, боясь "запашка" спекуляции на имени. А во-вторых, у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый, что снял "Иглу". И право на фильм скорее принадлежало ему. Именно поэтому Алексей Учитель и предложил Нугманову все, что у него есть. Но прошло около года, и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки... ".

И тогда Алексей Учитель все же решился на документально - музыкальный фильм "Последний герой", который он посвятил памяти Виктора Цоя, легендарного музыканта, лидера группы "Кино", погибшего в автокатастрофе. В фильме снимались родственники, друзья, близкие. Были использованы отрывки из фильмов с участием рок музыканта, любительские съемки, концертные выступления.

Личная жизнь

Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка, конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно. Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя. Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось, что мы еще и играем ". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком.

В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом.

Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться, приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди...

А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый, популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался, но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях покупал шикарные подарки.

"...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины обожают. Что еще нужно? Я всем доволен" , - сказал как-то Виктор Цой за год до смерти.

Смерть

24 июня 1990 года состоялся последний концерт "Кино" в Москве на Большой спортивной арене Лужников. Завершился он песней "Перемен требуют наши сердца". После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведённый музыкантами группы "Кино" уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 года и получил название "Черный альбом".

Виктор Цой трагически погиб 15 августа 1990 года в Латвии, где находился на отдыхе. "Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талсы. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Цоя В.Р. наступила мгновенно, водитель встречного автобуса не пострадал... "

Анализ клеток мозга свидетельствовал о том, что Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления - как значится в протоколе милицейского расследования. Видимость на дороге, как явствует из протокола, в это время была ограниченной, асфальт - сухим. На 35-м километре шоссе Слока-Талсы, под Тукумсом, двигаясь в направлении Слоки, неподалеку от моста через речушку Тейтупе, "Москвич" Виктора Цоя выехал на обочину и 233,6 метра мчался по ней. Об этом говорит четко отпечатавшийся след колес. Скорость легковой машины была слишком велика, и он не успел избежать столкновения. "Москвич" ударился передним правым углом в левую переднюю часть "Икаруса". После чего автобус съехал в речку.

Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась "стена Цоя", которую поклонники группы исписали надписями "Кино", "Цой жив" и признаниями в любви музыканту. Там же планировалось установить памятник музыканту, но из-за протестов жителей окрестных домов памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но впоследствии восстановлена фанатами.

Кто бы мог подумать, что отчисленный из художественного училища, не имевший прописки и постоянной работы, "хорошего жизненного плана", но состоящий на учете в милиции и фигурирующий в досье КГБ, станет Легендой, не меркнущей звездой. Кто бы мог подумать, что человек, которому снилось, что "миром правит Любовь", побывавший в "психушке", но умеющий мастерски вырезать нэцке, вдохновенно играть на гитаре и писать песни на вроде как "обыденные темы", человек, который жил "по законам другим" и кому суждено было "умереть молодым", сможет стать символом поколения, Последним Героем.

Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище и сейчас является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова, на Братской (центральной) аллее, по правую сторону, в первом ряду. Впрочем, показать могилу Цоя может, наверное, любой на Богословском кладбище.

Явление, личность